Презентация - Тайны художественного образа
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Тема:
Тайны художественного образа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 9 класс
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна
Слайд 2
Проверка домашнего задания:
Что дает нам изучение МХК? Расшифруйте его. Каково значение слова «культура»? Составьте словосочетания с этим словом в различных значениях.
К какой культуре относятся вещи, созданные в процессе труда? Кто такой Апполон?
Сколько вы знаете муз?
Слайд 3
В каждом произведении искусства заложена идея. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор.
Передвижная выставка современной живописи "Искусство - страна открытий"
Слайд 4
ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ О́БРАЗ – форма художественного мышления. Образ включает в себя:
материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображаемому, богатство личности творца.
Выставка современного искусства
Слайд 5
В искусстве, образная мысль имеет три основных элемента: поэтическую фигуру, смысл, настроение.
«Художественный образ являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность». Гегель
Граффити на одной из стен в Риме.
Слайд 6
В древнейших произведениях метафорическая природа художественного мышления предстает особенно наглядно. Изделия скифских художников в зверином стиле причудливо сочетают реальные животные формы
Золотые изделия скифов
Слайд 7
Художественная мысль соединяет реальные явления, создавая невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей.
Изображения мифологических существ являют собой модель художественного образа:
Богиня Нюйва змея с головой женщины (Др.Китай)
Бог Анубис человек с голо-
вой шакала (Др.Египет),
Кентавр конь с торсом и головой человека
(Др.Греция)
Человек с головой оленя (Лопари)
Слайд 8
Древнеегипетский сфинкс — человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Через причудливое сочетание человека и царя зверей мы познаем природу и самих себя — царственную мощь и господство над миром.
Реконструкция Сфинкса с подземными хранилищами
Статуя Большого Сфинкса в Египте
Слайд 9
Художественный образ у римского писателя Элиана метафоричен и построен как сфинкс (человеколев): по Элиану тиран — человекосвинья. Сопоставление далеких друг от друга существ неожиданно дает новое знание: тирания — свинство.
Клавдий Элиан (ок. 175 - ок. 235). Римский писатель.
Слайд 10
Заспорили Зевксис и Паррас, кто из них более талантлив. Один так нарисовал кисть винограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что соперник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нарисованный покров.
Неизвестный художник. Зеквксис у полотна Паррасия
Кому была присуждена победа?
Слайд 11
Какое изображений осени вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?
В.Гог «Подсолнухи»
И.Агеев. Краски осени
Практическая работа.
В.Д.Поленов «Золотая осень»
А.И.Куинджи «Осень»
Слайд 12
«Искусство часто завершает то, что природа не в состоянии сделать». Аристотель
Аристотель (384 - 322 до н. э.)
Бюст, римская копия оригинала Лисиппа.
Правы ли те, кто говорил, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе?
Леонардо да Винчи «Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда» (1503 г.–1506 г.)
Слайд 13
Можно ли утверждать, что море, изображённое живописцем, правдиво и реалистично?
«Художник, признательный природе... приносит ей... обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную». И.В. Гёте
Клод Моне «Море».
1881г.
Клод Моне "Впечатление. Восход солнца". 1872г.
Слайд 14
Вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают?
Слайд 15
Секрет творческой фантазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события, решаются судьбы людей. Секрет кроется в нашем познании окружающего мира и отношении к нему.
«Искусство – это мышление в образах». В.Г.Белинский
Прав ли Белинский?
Оноре Домье. Изображение театра
Слайд 16
Художник видит мир «сквозь магический кристалл» художественного восприятия. В его сознании рождается художественный образ – особый способ отражения жизни. Художественный образ только поначалу кажется «снимком» действительности. На самом деле – это окно в безбреж-ный мир мыслей, чувств и представлений художника.
Тёрнер. Пожар в здании парламента». 1834 г.
Слайд 17
Портреты Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Каким пред вами предстаёт образ великого гения?
Каким должно быть соотношение вымысла и действительности в художественном произведении?
Слайд 18
Аристофан «Лягушки»
За что следует восхищаться поэтом?
Еврипид «выводил… на сцене жизнь домашнюю, которою живем мы».
Эсхил выводил на сцену «страшилищ невозможных , неведомых зрителю».
Слайд 19
Условность в искусстве
Условность в искусстве – это изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Условность не встречается в окружающем мире.
Фрагменты из балета «Щелкунчик»
Слайд 20
И в фантастике, и в сказках неправдоподобное искусно смешано с реальным. Произведение искусства в деталях, в частностях может позволить себе вымысел, но в главном – в рассказе о людях оно должно быть правдиво.
«Сказка ложь, да в ней намек!..» А.С. Пушкин
Афиши к фильму «Аэлита» по произведению А.Н.Толстого
Фрагмент из фильма «Война миров» по произведению Г.Уэллса
Слайд 21
Поначалу картина кажется далекой от реальности, но ее условный язык надо расшифровать. В картине множество подробностей, которые замечаешь не сразу. Все эти худо-жественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время воплощают вечную мечту об изобилии, мирной и беззаботной жизни
П.Брейгель. Страна лентяев
Слайд 22
«Шкала условностей» в искусстве может расширяться или сужаться. Если она расширяется, то нарушается правдо-подобие. Если сужается, скатывается к натурализму. Условность никогда не является самоцелью для художника, она лишь средство для передачи мыслей автора.
М.Врубель «Царевна – лебедь»
И.Е.Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Слайд 23
Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только собственный мир чувств и переживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.
Слайд 24
Закрепление материала.
Что такое художественный образ? Что такое искусство?
Можно ли сказать, что художественный образ – «снимок» действительности?
Что такое «условность в искусстве»?
Что такое шкала условностей? Натурализм?
С какими понятиями познакомились?
Слайд 25
Литература.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-11 классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2007.
Учебник «Мировая художественная культура. 10 класс». Г.Данилова и др. Издательство «Интербук». 2000г.
Введение в мир художественной культуры. А.М.Вачьянц. Москва. «Айрис – пресс». 2009 год. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: