Презентация - Тайны художественного образа

4,451
просмотр
Презентации / МХК и ИЗО / Тайны художественного образа

Текст этой презентации

Слайд 1

Тема: Тайны художественного образа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 9 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Слайд 2

Проверка домашнего задания: Что дает нам изучение МХК? Расшифруйте его. Каково значение слова «культура»? Составьте словосочетания с этим словом в различных значениях. К какой культуре относятся вещи, созданные в процессе труда? Кто такой Апполон? Сколько вы знаете муз?

Слайд 3

В каждом произведении искусства заложена идея. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор.
Передвижная выставка современной живописи "Искусство - страна открытий" 

Слайд 4

ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ О́БРАЗ – форма художественного мышления. Образ включает в себя: материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображаемому, богатство личности творца.
Выставка современного искусства

Слайд 5

В искусстве, образная мысль имеет три основных элемента: поэтическую фигуру, смысл, настроение.
«Художественный образ являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность». Гегель
Граффити на одной из стен в Риме.

Слайд 6

В древнейших произведениях метафорическая природа художественного мышления предстает особенно наглядно. Изделия скифских художников в зверином стиле причудливо сочетают реальные животные формы
Золотые изделия скифов

Слайд 7

Художественная мысль соединяет реальные явления, создавая невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей.
Изображения мифологических существ являют собой модель художественного образа:
Богиня Нюйва змея с головой женщины (Др.Китай)
Бог Анубис человек с голо- вой шакала (Др.Египет),
Кентавр конь с торсом и головой человека (Др.Греция)
Человек с головой оленя (Лопари)

Слайд 8

Древнеегипетский сфинкс — человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Через причудливое сочетание человека и царя зверей мы познаем природу и самих себя — царственную мощь и господство над миром.
Реконструкция Сфинкса с подземными хранилищами
Статуя Большого Сфинкса в Египте

Слайд 9

Художественный образ у римского писателя Элиана метафоричен и построен как сфинкс (человеколев): по Элиану тиран — человекосвинья. Сопоставление далеких друг от друга существ неожиданно дает новое знание: тирания — свинство.
Клавдий Элиан (ок. 175 - ок. 235). Римский писатель. 

Слайд 10

Заспорили Зевксис и Паррас, кто из них более талантлив. Один так нарисовал кисть ви­нограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что со­перник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нари­сованный покров.
Неизвестный художник. Зеквксис у полотна Паррасия
Кому была присуждена победа?

Слайд 11

Какое изображений осени вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?
В.Гог «Подсолнухи»
И.Агеев. Краски осени
Практическая работа.
В.Д.Поленов «Золотая осень»
А.И.Куинджи «Осень»

Слайд 12

«Искусство часто завершает то, что природа не в состоянии сделать». Аристотель
Аристотель (384 - 322 до н. э.) Бюст, римская копия оригинала Лисиппа.
Правы ли те, кто говорил, что от художни­ка нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе?
Леонардо да Винчи «Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда» (1503 г.–1506 г.)

Слайд 13

Можно ли утверждать, что море, изображённое живописцем, правдиво и реалистично?
«Художник, признательный при­роде... приносит ей... обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную». И.В. Гёте
Клод Моне «Море». 1881г.
Клод Моне "Впечатление. Восход солнца". 1872г.

Слайд 14

Вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают? 

Слайд 15

Секрет творческой фан­тазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события, решаются судьбы лю­дей. Секрет кроется в нашем познании окружающего мира и от­ношении к нему.
«Искусство – это мышление в образах». В.Г.Белинский
Прав ли Белинский?
Оноре Домье. Изображение театра

Слайд 16

Художник видит мир «сквозь магический кристалл» художе­ственного восприятия. В его сознании рождается худо­жественный образ – особый способ отражения жизни. Художественный образ только поначалу кажется «снимком» действительности. На самом деле – это окно в безбреж-ный мир мыслей, чувств и представлений худож­ника.
Тёрнер. Пожар в здании парламента». 1834 г.

Слайд 17

Портреты Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Каким пред вами предстаёт образ великого гения? Каким должно быть соотношение вымысла и действительнос­ти в художественном произведении?

Слайд 18

Аристофан «Лягушки»
За что следует восхищаться поэтом?
Еврипид «выводил… на сцене жизнь домашнюю, которою живем мы».
Эсхил выводил на сцену «страшилищ невозможных , неведомых зрителю».

Слайд 19

Условность в искусстве
Условность в искусстве – это изме­нение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Условность не встречается в окружающем мире.
Фрагменты из балета «Щелкунчик»

Слайд 20

И в фан­тастике, и в сказках неправдоподобное искусно смешано с реаль­ным. Произведение искусства в деталях, в частно­стях может позволить себе вымысел, но в главном – в рассказе о людях оно должно быть правдиво.
«Сказка ложь, да в ней на­мек!..» А.С. Пушкин
Афиши к фильму «Аэлита» по произведению А.Н.Толстого
Фрагмент из фильма «Война миров» по произведению Г.Уэллса

Слайд 21

Поначалу картина кажется далекой от реальности, но ее ус­ловный язык надо расшифровать. В картине множество подробностей, которые замечаешь не сразу. Все эти худо-жественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время воплоща­ют вечную мечту об изобилии, мирной и беззаботной жизни
П.Брейгель. Страна лентяев

Слайд 22

«Шкала условностей» в искусстве может расширяться или су­жаться. Если она расширяется, то нарушается правдо-подобие. Если сужается, скатывается к натурализму. Условность никогда не является самоцелью для художника, она лишь средство для переда­чи мыслей автора.
М.Врубель «Царевна – лебедь»
И.Е.Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Слайд 23

Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только соб­ственный мир чувств и пе­реживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Слайд 24

Закрепление материала. Что такое художественный образ? Что такое искусство? Можно ли сказать, что художественный образ – «снимок» действительности? Что такое «условность в искусстве»? Что такое шкала условностей? Натурализм? С какими понятиями познакомились?

Слайд 25

Литература. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-11 классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2007. Учебник «Мировая художественная культура. 10 класс». Г.Данилова и др. Издательство «Интербук». 2000г. Введение в мир художественной культуры. А.М.Вачьянц. Москва. «Айрис – пресс». 2009 год. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.