Текст этой презентации
Слайд 1
Педагогический такт – как основа нравственной культуры учителя
Слайд 2
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
Слайд 3
• иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости, • тактичность — это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания, • педагогический такт — это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.
Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:
Слайд 4
В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия:
«поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них»; • «одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога»; • «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»; • «мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения»; • «особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог»; • «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.
Слайд 5
Признаки и элементы педагогического такта
Основными элементами педагогического такта являются: - требовательность и уважительность к воспитаннику; - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; - деловой тон общения; - внимательность, чуткость педагога.
Слайд 6
Профессиональный такт проявляется:
в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
во внешнем облике педагога;
в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
в самокритичной оценке своего труда.
Слайд 7
Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:
- индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога; - совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся
Слайд 8
Стиль общения зависит от:
его ценностных ориентации
авторитета людей
влияния ближайшего социального окружения
уровня образования и общей культуры
от психического склада человека
Слайд 9
Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения:
авторитарный
демократический
либеральный