Презентация - Развитие конструктивных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
просмотр
Текст этой презентации
Слайд 1
Свердловская обл.с.Косой Бродул.Советская,25МКОУ ПГО Школа с.Косой Брод8(343)50-4-90-50shool_kb
Развитие конструктивных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
(Уральская инженерная школа) Ярош С.В.
учитель начальных классов категория СЗД
8-904-98-34-761
yarosh-2014@inbox.ru
Слайд 2
Мы живем в мире техники, нас окружают
различные машины, механизмы, приборы,
аппаратура. Роль технического
моделирования для всестороннего
развития детей велика. Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со
способностями, которые можно и нужно развивать. У
детей огромное желание творить и получать
результат.
Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.
Слайд 3
Цель программы: Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон речи; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения. Задачи:1. Развивать у дошкольников и младших школьников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.3. Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.4. Закреплять знания детей об окружающем мире.5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.6. Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одарённым, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Слайд 4
Ожидаемый результат:
1. Формирование конструкторских умений и навыков у детей. 2. Воспитание творческой личности. 3. Развитие речи и коммуникативных умений детей. 4. Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Слайд 5
Предметные результаты :
Знать:
Простейшие основы механики;
Виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
Технологическую последвательность изготовления несложных конструкций Уметь:
С помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; Самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
Реализовывать творческий потенциал.
Слайд 6
Учебно-методический план:
Тема занятий всего Кол. часов
теор. практ.
1.Вводное занятие. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ 1 1 -
2.Работа с бумагой и картоном. Модульное оригами 10 1 9
3.Конструктор «Ключик» 16 1 15
4.Конструирование из проволоки. 3 d игрушки 20 1 19
5.Робототехника. Экскурсия. 10 3 7
6.Подготовка и оформление выставки 3 3 -
Итого: 60 10 50
Слайд 7
Условия реализации программы:
Важнейшими условиями успешной реализации программы являются следующие:
Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть основами технического моделирования.
Дидактические: необходимо создание по каждой учебной теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени её сложности и доступности для обучающихся.
Материально-техническое: Кабинет в соответствии с требованиями ТБ и Санитарно-гигиеничес- кими нормами.
Наличие образцов (макетов и моделей).
Наличие раздаточного материала (схемы, шаблоны).
Наличие инструментов, материалов (для работы с бумагой, проволокой).
Наличие конструкторов: «Ключик», «MRT-2», конструктор-механик «Малыш-1», магнитный, деревянный и др.
Литература для педагога и детей.
Слайд 8
Я вела 5 лет кружок «Умелые ручки». Накопился
опыт работы, методическое обеспечение. Таким
образом были созданы условия для реализации
проекта «Уральская инженерная школа» - кружок
«Самоделкин». I год 2015-2016 г. апробация проекта
Занятия с дошколятами по 2-м модулям:
«Моделируем» и «Творим».
Занятия кружка для младших школьников-
создавая конструкции из разных материалов, дети
познакомились с геометрическими объемными
формами, изучили их свойства, осваивали правила
композиции в конструировании. II год 2016-2017 г. – внедрение программы.
Слайд 9
Формирование настоящих
инженеров начинается в детском
саду. Дети – неутомимые
конструкторы, их творческие
способности и технические
решения оригинальны.
Слайд 10
Процесс овладения приемами конструирования
и развития творчества, осуществляется в следующих
блоках: это совместная деятельность взрослого
и детей, НОД, совместная деятельность в ходе режимных
моментов. НОД (непосредственно-образовательная деятельность)
организуется интегрировано, чередуя элементы
теоретической и практической новизны с игровыми и
соревновательными навыками. Занятия рассчитаны на
овладение терминологией конструктора, ознакомления с
конструктивными свойствами деталей, способами их
крепления при выполнении различных конструкций.
Слайд 11
Дошкольник
Для работы были созданы необходимые условия: центр “Конструкторское бюро”, где ребёнок делает первые шаги на пути овладения удивительным искусством конструирование, альбом “Архитектор” (где представлены геометрические формы в трёх проекциях), разнообразные виды конструкторов (деревянные, металлические, кнопочные, магнитные), графические модели, по которым дети учатся строить предметы. При условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей. Итак, в процессе конструкторской деятельностью, детям предоставлена возможность выбора различных материалов для конструирования, созданы все условия для интересной, плодотворной деятельности.
Слайд 12
К концу года я увидела существенные изменения в конструктивной деятельности. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию, для облегчения запоминания последовательности постройки, я использую игры: “На что это похоже?”, “Что изменилось?”, “Чего не стало?”. Определяю игровую проблемную ситуацию: “Друзьям нужна помощь”, “У щенка нет друзей”. Проблемную ситуацию стараюсь создавать таким образом, чтобы ребёнок сам захотел построить для решения поставленной перед ним игровой задачи. При проигрывании и обговаривании постройки, дети учатся строить по образцу и показу, запоминают последовательность действий и применяют свой опыт в самостоятельной игровой деятельности.
Слайд 13
Начальная школа
На следующем этапе, использовала модели, схемы, шаблоны, трафареты, и моделирование схем действий. Учила детей анализировать графическую модель по детально, стимулировала детей к совместной деятельности. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Самым сложным этапом является научить детей читать чертежи конструкции, представленные в трёх проекциях, и обучить заранее, обдумывать замысел будущей постройки.
Слайд 14
Самое главное, чтобы детям было интересно на занятии, и это способствует успешному усвоению материала. В своей работе я применяю личностно - ориентированный подход к детям. У каждого ребёнка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребёнка и другими врождёнными качествами. Я строю свою работу так, чтобы стимулировала развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребёнка - это, прежде всего признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления.
Слайд 15
Занятия построены в форме сказок и интересных историй,
которые понятны детям. Таким образом, через простую и
понятную игру ребенок делает свои первые шаги в
конструировании и робототехнике. В возрасте 5-6 лет
начинает формироваться словесно-логическое мышление,
идет активное развитие элементарных математических
способностей и логики. Конструирование и робототехника
как нельзя лучше этому способствует. Развиваются
и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего»
робота нужно работать в команде и постоянно общаться как
с преподавателем, так и со сверстниками. Дети начинают
больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного
запаса и развитию более грамотной и связной речи.
Слайд 16
По результатам я отметила, что показатели, характеризующие творческое конструкторское мышление, значительно выше. Безусловно, для окончательной проверки потребуется гораздо больше времени. Нельзя утверждать , что несколькими занятиями можно достигнуть каких-то серьёзных результатов. Но даже небольшой успех, это уже шаг вперёд в развитии конструкторского мышления ребёнка. Для проведения дальнейших исследований необходимо систематично работать над этой проблемой.
Мне кажется , что даже на нескольких занятиях, система знаний показала свою эффективность, по сравнению с традиционной "делай , как я”.
Слайд 17
Для реализации поставленных целей и задач для дошкольников мной была обновлена и расширена предметно-развивающая среда, построенная с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и содержащая в ассортименте конструкторы больших и малых форм, картотеки игр, изготовленные схемы-образцы и схемы скрепления деталей, фото-картотеки построек.
Для конструктивной деятельности мальчиков выделяется более широкое пространство, чем для девочек, и предусматривается переход конструирования в подвижные игры. Для девочек готовится игровой и бытовой материал, связанный с «обживанием» созданных конструкций (куколки, лоскутки, игрушечная посуда и т.д.). В группе специально отведено место, где выставляются лучшие индивидуальные и коллективные работы детей по заданной теме.
Слайд 18
У младших школьников в основе кружка
лежит целостный образ окружающего
мира, который преломляется через
результат деятельности учащихся.
Конструирование как учебный предмет
является комплексным и интегративным
по своей сути, он предполагает реальные
взаимосвязи практически со всеми
предметами начальной школы.
Слайд 19
Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Русский язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.
Слайд 20
наши конструкторы
Слайд 21
Слайд 22
Эффективность воспитательно-образова-
тельной работы значительно выше, когда
педагоги и родители являются партнерами. В своей работе я выстроила
взаимодействие с родителями
воспитанников по следующим направлениям: - информирование родителей о работе по конструированию, - привлечение их к участию в совместных мероприятиях с детьми.
Слайд 23
Слайд 24
Литература: М.С.Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» «Маска»2013г.
Е.В.Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Сфера 2012г.
Емельянова И.Е, Максаева Ю.А «Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно–игровых комплексов» Линка – Пресс Москва 2011г стр.131.
Журавлева, А.Т., Л.А. Болотина Начальное техническое моделирование - М.: Просвещение, 1982.
Старсурский, А.Е., Б.В. Тарасов Техническое моделирование в начальных классах - М.: Просвещение, 1974.
-Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл. -Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego- -В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc- 74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
Лабораторные практикумы по программированию [Электронный ресурс] http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view= category&layout=blog&id=72&Itemid=159&lang=ru
Слайд 25
Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] / http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=280#program_blocks
Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html
Программы для робота [Электронный ресурс] / http://service.lego.com/en-us/helptopics/?questionid=2655
Учебник по программированию роботов (wiki) [Электронный ресурс] / Материалы сайтов
http://www.prorobot.ru/lego.php
http://nau-ra.ru/catalog/robothttp://www.239.ru/robot
http://www.russianrobotics.ru/actions/actions_92.html
http://habrahabr.ru/company/innopolis_university/blog/210906/STEM-робототехника
http://www.slideshare.net/odezia/2014-39493928http://www.slideshare.net/odezia/ss-40220681
http://www.slideshare.net/odezia/180914-39396539
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: