Презентация - Система музыкально-ритмического воспитания детей в жанре Эмиля Жак-Далькроза
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Система музыкально-ритмического воспитания детей в жанре Эмиля Жак-Далькроза
Выполнила Васильева Евгения Александровна
Слайд 2
“Пророк ритма”, “музыкальный Песталоцци”... Эти эпитеты адресованы швейцарскому педагогу, композитору Эмилю Жак-Далькрозу (6 июля 1865, Вена-1 июля 1950, Женева). Профессиональное музыкальное образование как композитор, органист и пианист он получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А. Брукнера, А.Делиба, С.Франка.
Слайд 3
Около восемнадцати лет Э.Жак-Далькроз преподавал музыкально-теоретические и практические дисциплины в Женевской консерватории. На занятиях по сольфеджио он заинтересовался феноменом ритма, постепенно целиком подчинив его исследованию свою преподавательскую деятельность. Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям страны, и их блистательным исполнением изощреннейших ритмических построений. Эти впечатления стимулировали поиски рациональных методов обучения сольфеджио (простукивание, прохлопывание ритмических рисунков), что со временем привело к созданию авторской системы, поначалу получившей название ритмической гимнастики.
Слайд 4
Ритм у Далькроза перерастает свое “узкоцеховое” музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организовонности. Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель – помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовывать мир и создать “нового человека”.
Слайд 5
Кульминацией деятельности Института ритма стал проведенный летом 1912 года первый Праздник ритмических игр. Наибольшее удивление вызвали пластические решения ранее не “танцевавшихся” жанров полифонической музыки и, особенно, номера выросшие из учебных упражнений ритмической гимнастики, в жанровом отношении представлявшие собой “редкое сочетание пантомимы, гимнастики, балета и оперы”. На фоне различных пластических школ и учений начала ХХ века система Э.Жака-Далькроза выделяется своей детальной проработанностью и четкой структурой.
Слайд 6
Ритм воздействует на человека в целом, равным образом воспитывая и формируя его тело, душу и дух. Цель системы Далькроза – это система “одухотворенных телесных упражнений” - привести человека к самопознанию, к ясным представлениям о своих силах и творческих возможностях, помочь избавиться от физических и психологических комплексов и зажимов, обрести радость жизни, и все это – благодаря воспитанию собственного ритмического разума, воли и самообладания. “Основой всякого индивидуального усовершенствования является дисциплина чувственных восприятий и тренировка импульсов”,- говорил ученикам Э.Жак – Далькроз.
Слайд 7
“Школа нравственного здоровья” Далькроза обращена к весьма широкому кругу людей – от ученых, медиков, психолгов, педагогов, воспитателей до музыкантов, танцоров, актеров и режиссеров. Упражнения ритмической гимнастики готовят к работе во всех сферах искусства, поскольку в основе любой из них лежит ритм. Из ритма рождается и пластика, и музыка. В музыкальных движениях человеческого тела объединяются зрительное и слуховое, глаз становится органом музыкального восприятия: музыку можно не только слышать, но и видеть. Исходный тезис Далькроза: музыка преобразует телесность.
Слайд 8
В отличие от других видов упражнений под музыку, задействующих только ее метрическую пульсацию, в системе Далькроза тело учится реагировать на все аспекты метроритмической организации, акцентуацию, паузы, звуковысотность, модуляционные процессы, агогику и динамику, темп, особенности интонирования и фразировки.
Движения учеников не копируются с преподавательских, а строятся исходя из своих собственных мышечных ощущений, в свою очередь обусловленных музыкальной формой. Ставится принципиально другая задача: не заучивать определенные па, а изучать азбуку движения. Работа ведется без зеркала. Только собственное мышечное чувство корректирует жест. Большое значение Далькроз придает пластической и музыкальной импровизации – как способу развития творческих способностей и воспитания в учениках творящего начала.
Слайд 9
Одним из главных недостатков современной музыкально – образовательной системы Далькроз и многие его современники считали преждевременное обучение ребенка игре на инструменте – в том возрасте (до восьми лет) когда он еще не способен согласовываться с чужим ритмом и выражать авторское содержание пьесы. Он настаивает: нельзя требовать от ребенка за инструментом, чтобы он выразил то, что в действительности еще не прочувствовал и не пережил, это приучает ко лжи. Поэтому начинать музыкальное образование следует с воспитания чувств, а не с постановки руки!
Слайд 10
Советы Далькроза, обращенные к преподавателям ритмической гимнастики, не утратили своей актуальности и для теперешних педагогов: Никогда не давать неподготовленного урока.
Не задавать упражнения, которые не можешь безошибочно исполнить.
С первого же урока наблюдать за отчетливой правильной постановкой тела и точным обозначением такта.
С каждым новым упражнением давать другую скорость. Чем быстрее движение, тем легче соблюдать его связанность; чем медленнее – тем важнее и труднее соблюдение равновесия.
При первых признаках усталости у наименее одаренного из учеников прекратить упражнение, дать ему совсем другое; в конце урока повторить то же упражнение в другой форме.
Разнообразить! Например, после непосредственных реализаций – (дать) упражнения с большей вдумчивой подготовкой; потом – упражнения технически – ритмического характера; затем упражнения в автоматизации (движений). Помнить: на детском уроке не (следует) вызывать слишком частого умственного напряжения.
Слайд 11
В своих импровизациях всегда давать мелодию. Воспоминание о мелодии помогает усвоению ритма.
Никогда не выдавай своего раздражения по поводу неудачно исполненного упражнения. Твое раздражение влечет за собой раздражение учеников. Лучше прибегнуть в этом случае к шутке, превратить серьезное в игру, (тогда) внутреннее твое напряжение разойдется.
И все это будет тебе легче выполнить, когда вспомнишь собственные свои неудачи и ошибки, когда сам был учеником.
Никогда не забывай, что преподаватель обязан пробуждать в ученике его личный ритм, а не навязывать ему свой собственный - это педантично.
Только тот хороший учитель, кто может перед учениками и ошибаться. Твоя ошибка больше сближает тебя с учениками, чем вся твоя мудрость.
Вера в себя, в учеников и в силу труда.
Слайд 12
Музыкально – ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Эмиля Жака – Далькроза. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально – ритмического воспитания – в его гуманном характере. Э. Жак – Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение. В частности, заслуга Далькроза прежде всего в том, что он увидел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. В комплексе ритмичных упражнений основой является музыка, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: