Презентация - Стандарты и образовательный процесс

30
просмотров
Презентации / Педагогика / Стандарты и образовательный процесс

Текст этой презентации

Слайд 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) Стандарты и образовательный процесс.

Слайд 2

1. Немного об истории вопроса. Общие подходы и конструкция ФГОС 2

Слайд 3

Немног ог о о о о б истори ори и воп оп роса Вектор смещения акцентов нового стандарта 1986 - 2004 с 2005 по настоящее время Чему Ради Как учить? чего учить? учить? ценности обновление обновление образования содержания средств обучения От профессионального документа к документу, фиксирующему общественный договор От документа прямого действия к рамочному 3 От стандарта содержания к системному документу

Слайд 4

ФГОС: ОС т : ри три системы требований О стемы требовани бщ Организационные Требования ие и педагогические З к структуре ра условия деятель- а ООП м п к ности системы р и образования о д с л ы я Ожидаемые и Требования с и результаты ож к результатамст деятельности е ид освоения ООПм системы ы образования ан н и о я рм Требования Ресурсы: кадры, ат материальная база, к условиям ре- ив информация, ализации ООП о финансы в

Слайд 5

Пор Пор трет выпускника дошкольник - начальная школа любознательный активно познающий мир инициативный познавательные креативный интересы, учебная мотивация деятельный доброжелательность, и активный открытость к сотрудничеству умеющий слушать и слышать партнера, открытый внешнему миру, уважать иную точку зрения (децентрация) доброжелательный и отзывчивый первичные навыки оценочной самостоятельности (рефлексия) положительное отношение к себе, уверенность в своих силах готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой чувство собственного достоинства навыки здорового образа жизни УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) КЛАССА КАК УЧЕБНОЙ ОБЩНОСТИ, КОМАНДЫ

Слайд 6

По По ртрет выпуск ск ника: начальная ш ая ш кола основная шк я шк ола активно познающий мир исследовательски е познавательные интересы интересы, учебная избирательност мотивация ь доброжелательность, и н открытость к сотрудничеству гото тере в к сов выбору умеющий слушать и слышать партнера, познающий себя, уважать иную точку зрения утвержда-ющий себя как (децентрация) взрослый первичные навыки оценочной умеет работать в группе и самостоятельности (рефлексия) индиви-дуально, действовать с ориента-цией на другую позицию готовый самостоятельно действовать и отвечать перед готовый нести ответственность семьёй и школой перед самим собой, другими навыки здорового образа жизни осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 7

Пор Пор тре ре т в в ыпускника: ка: осн сн ов ов ная школа ст а аршая шк старшая шк ола исследовательски понимает ценности образования е как основы будущего успеха и нт и ер з есы бирательност креативный, ь критически интересов готов к выбору мыслящий личная профессиональная перспектива познающий себя, утверждающий осознающий себя личностью себя как взрослый готов к сотрудничеству для умеет работать в группе и достижения совместного результата индиви-дуально, действовать с ориентаци-ей на другую позицию способен принимать самостоятельные готовый нести ответственность решения и нести за них ответственность перед самим собой, другими разделяет ценности осознанно выполняет правила здорового здо-рового и безопасного образа и безопасного образа жизни жизни ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (познавательной, социальной)

Слайд 8

Осн сн овной результат тат об об разов ов ан ан ия: разв зв итие личности уч уч ащ ащ ихся ср ся ср едствами уч уч ебной деятельност ст и Основной вектор развития Становление и развитие учебной самостоятельности: от умения сотрудничать к умению учить себя (учиться)

Слайд 9

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ТРУДЫ ПСИХОЛОГОВ 9

Слайд 10

Ребен ен ок м к м ожет у т у читься самостоятел ятел ьно. Что э о э то о о значае чае т? т? ? Способен к имитации, Способен опознать задачу действию по образцу, по как новую; выяснить, каких формуле «Делай вместе средств недостает для со мной, а теперь делай реше-ния: что именно не сам, но так же, как я» знает или не может Формула образовательного запроса: «Я не знаю, у меня «У меня получится, я смогу, не получается! если я буду знать уметь Помогите мне!» следующее » Ученик это существо не столько, умело отвечаю10щее, сколько умело спрашивающее; умеющее ставить вопросы-гипотезы

Слайд 11

Как ф ак ф орми ми ровать уче ь уче бную ую сам ам остоятел ятел ьность? При непосредственно- При имитационном эмоциональном и сот-рудничестве будет игровом сотрудничестве осво-ена только выхолащивается репродукция содержание УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: учитель-задание-ребенок Необходимое условие для формирования этой способности координировать позиции и удерживать «предметность» действия, 11 инициировать совместное действие

Слайд 12

Зачем н м н ужн жн о учебное ое со со трудничество со со св св ерстниками? Именно группа детей - изначально является - снимает парадокс инициатором учебного взрослого как сотрудничества перво-источника и со взрослым побуди-теля детской само-стоятельности, но и её ограничителя Полноту самостоятельности, необходимость и возможность отрабатывать на практике «взрослые» функции контроля и оценки, целеполагания, планирования, координации ребенок обретает, прежде всего, во взаимодействии со сверстниками 12

Слайд 13

Сотрудничест ст во с самим со м со бой Освоения способов Необходимо взаимодействия со освоение способов взрослым и со изучения СЕБЯ, сверстниками своего собственного недостаточно изменения Необходимые условия способности к самоизменению, в частности, установлению границ и уточнению своего знания и НЕзнания Предельно Предоставление дифферен-цированная возможностей для конкрет-ная разных выборов самооценка, 13 оцен п о р чн иня ая с ти амост е оя се те бя льность проектная деятельность

Слайд 14

2. Смысл введения стандарта и его основные особенности. Система требований ФГОС и модель образовательного процесса 14

Слайд 15

Осн Осн овы и смысл сл введен ен ия ФГОС ОС ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и СОЦИАЛЬНЫЕ: НАУЧНЫЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: заказ системе фундаментальное ядро концепция образования содержания общего духовно-нравственног образования о воспитания Смысл введения нового стандарта ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НА РЕЗУЛЬТАТ НОСТНОГО ПОДХОДА ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СИСТЕМА ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ 15 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ как элемент целеполагания переход от модели «контроля» к модели «обеспечения качества»

Слайд 16

Обеспечен чен ие каче че ств ств а образов ов ания посред сред ств ств ом си си ст ст емы оценки Основной механизм: уточнение и распространение общего понимания содержательной и крите- риальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой Необходимое условие: адекватность методов Внешняя оценка: гос. службы и инструментария задает общее понимание содержания и критериев особенностям подхода Государственная итоговая Соотношение внутренней аттестация итоговая оценкаи внешней оценки в :ито-говой оценке, ее связь внешней и внутренней оценки состав зависти от ступени обучения основа для внешней оценки Внутренняя оценка: накопленна 1 я6 оценка учитель, ученик, ОУ и родители и итоговые работы фиксирует динамику индивидуальных достижений

Слайд 17

Внутрен трен ние механизмы реал реал изации т и ре тре бований Ф й Ф ГОС Отсутствует В настоящее время П инструмен- о нет нормативных с тальное и документов ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ле методическое до обеспечение, в ПОРТРЕТВЕДУЩИЕ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ ООП ат согласованное с е ВЫПУСКНИК(А ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕД- л МЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ)итоговыми ПР ьное Система оценки у ия т качества образования: оч екц н р нормативы и инструменты ени ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПР): е, д личностные, метапредметные, предметные етал Система оценки: операционализация ПР, из крите-риальная база, примеры заданий, ац спецификации и демонстрационные версии ия итоговых и мониторинговых работ атная связь и кор и р о б ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ (УЧЕБНЫЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ) р О ие РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ И УМК нтац Система тематических ПР, критериальная база, примеры обучающих ия и проверочных заданий, примеры тематических проверочных работ 17 ОП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: цели урока, обучающие задания, текущая оценочная деятельность система оценки достижения планируемых результатов

Слайд 18

В чем проявляется д ся д остижение планируемых результатов? Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом личностными:метапредметными: предметными: самоопределение регуляция освоение систематических знаний, смыслообразование коммуникация преобразование, применение и морально-этическая познавательная деятельност ь самостоятельное пополнение ориентация знаний способность к решению различных классов учебно-познавательных и учебно- практических задач на основе освоения опорной системы знаний овладения умением учиться (способностью к самоорганизации с целью решения учебных задач) индивидуального прогресса во всех основных сфе 1 р 8ах личностного развития (мотивационно-смысловой, познаватель- ной, эмоциональной, волевой и саморегуляции)

Слайд 19

Круг задач, устанавливаемых требован ан и- ями ФГ ФГ ОС и п п ланируемыми р р езультат ат ами Россия: ФГОС Навыки 21го века Технологии классы задач: включают: Освоение системы знаний Личностно-центр Приобретение и интеграция ированное Приобретение знаний знаний обучение Решение проблем и Разрешение проблем и Создание учебных инновационность ситуаций проблемных ситуаций Дифференциция Использование ИКТ для Использование ИКТ в целях требований, обучения Индивидуализация обучения и развития обучения Коммуникация Коммуникация Интеграция содержания Сотрудничество Сотрудничество Самоорганизация и Самостоятельное Интеграция ИКТ в саморегуляция планирование своей учебный процесс Личностный смысл учения работы учащимися, ИКТ инструмент и рефлексия мониторинг индиви- деятельности дуального прогресса в Расширение границ Ценностно-смысловые учении учебного процесса установки 19

Слайд 20

Какие и е и зменения привносит п п ереход от знаниевой к деятельност ст ной парадигме в прак а т кт ику ку работы у у чителя? ЗНАНИЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Ориентация учебного процесса Освоение всех элементов Формирование способности к решению обязательного минимума всех классов учебных задач Работа по учебнику Работа на конечный результат Основы хороших технологий УЧУ РЕБЕНКА УЧУ ПРЕДМЕТУ Вовлечение учащихся в учебную Передача готового знания с деятельность с акцентом на осознание акцентом на его отработку в смыслов и использование знаний. ходе индивидуальной работы. Сочетание индивидуальной работы с Ориентация на уровень работой в парах и группах. восприятия среднего ученика. Индивидуализация и персони 20 фикация Предметность учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний

Слайд 21

ФГ ФГ ОС ОС и м м одель образовател ател ьного проц роц есса на у у ров ров не шк е шк олы Внешние Планируемый Реализуемый Достигаемый условия уровень уровень уровень Внешние Контекст и Практика Результаты факторы нормативная база Уровень региона Уровень школы учителя Уровень класса Уровень ученика Подготовка и Целевые и содержательные Инновационные Личностные переподготовка установки ООП кадров практики Метапредметные обучения Региональные Доступ к ИКТ и техническая Предметные программы поддержка поддержки - Школьные традиции и - х я - ая а- я л ч и ед й поддержка еб л и сть н и ьтаты д р и Нормативы ая ки я я л уч он еб сть щ а п и зац я я ен и и я финансирования ь о и н и й н и ств Квалификация кадров е в уч н ка я езул ц ен и а етап и ую ац ан ей тел ая ь р ен и ж уал ен у о ан в м ен и ц е р д о ея тел м уч х д о тац сти и ы б тегр зн е зад р х и Внешняя оценка ы Позиционирование учителя еч р о в о н и л д естн ея о ен стем д и ы м ы в м д и уем д И н р о ую в Ф р р н етн си еб о стн В н о м С О и И и ч о н У ф н Использование ИКТ

Слайд 22

3. Механизмы реализации требований ФГОС. Планируемые результаты и система оценки их достижения 22

Слайд 23

Фундаменталь- Концепция Запросы семьи, общества, государства ное ядро содер- духовно- жания образо- нравственного вания воспитания ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА: НШ Примерная образовательная программа ОУ ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАЗДЕЛ Программы: Плани- Поясни- формиро- Система руемые Системаформи- духовно тельная учеб- вания куль- коррек- Учебныйусловий резуль- нравст- оценки рования ные туры здоро-ционной записка венногового и безо- план реализа- таты УУД пасного об- работы развития ции ООП раза жизни Рабоч ие прогр Внеш- аммы и УМК Образовательная няя оцен-к программа ОУ а 23 Образовательный процесс

Слайд 24

Фундаменталь- Концепция Запросы семьи, общества, государства ное ядро содер- духовно- жания образо- нравственного вания ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА: ОШ воспитания Примерная образовательная программа ОУ ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАЗДЕЛ РАЗДЕЛ Поясни- Плани- Програм-Програм- Система тельнаяруемые Система Програм-Учебныема воспи- ма кор- Учебный Условий записка резуль- оценки ма разви-програм- тания и рекцион- план реализа- таты тия УУД мы социали- ной ра- ции ООП зации боты Рабо-ч Внеш- ие няя Образовательная оцен-к программа ОУ а прог-р аммыи Образовательный процесс УМК

Слайд 25

По По следоват ат ельное уточнен ен ие т е т ребований ФГОС. П С. П лан ан ируемые р е р езультат ат ы ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ хы Портрет Ведущие целевые установки ООП или И выпускника требования к результатам К уем Н р Е и в Ц ан то ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ О л А п ьта ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ М я Е и Т езул С ен р И ж Система С ОУ, педагоги Учащиеся сти образования о В том числе - 25 д инфраструктура ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Слайд 26

Планируемые р е р ез ез ультаты и оценка их достижен ен ия: сфер ер ы ответственност ст и система Ради образования: чего учить Выпускник, Чему педагог, ОУ; учить и научить система образования, 26 ОУ

Слайд 27

Планируемые р е р ез ез ультаты, выноси си мые н е н а итоговую оценку ку На итоговую оценку выносятся Задания повышенного У метапредметные и предметные уровня ч результаты, представленные в е блоках «Выпускник научится» б перспективные: н Выпускник зона ближайшего развития ы научится Особое место занимают: е опорный д учебный е материал й актуальные: с исполнительская компетентность тви Достижение этих результатов проверяется я с помощью учебно-познавательных и Задания базового учебно-практических задач базового и уровня 27 повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Учебный материал

Слайд 28

Как в ак в едется ся оцен ен ка? Общий ал ал горитм тм Требования ФГОС ативная Планируемые результаты основа орм Н Кодификатор Процедуры Спецификация ерителизм Демоверсии И Материалы для фиксации данных 28

Слайд 29

Об Об щее о ее о писание м е м одели м м ониторинга комплексн сн ой о о цен ен ки ки к к ачества начального о о бщег ег о образования предметные метапредметные личностные РЯ МА ОМ Комплексные Индивидуальные работы с текстом на межпредметной Не достижения Основа: Пл Рез основе допустимо учащихся блок «Выпуск- Групповой проект: ник научится» индивидуальный уровень Состояние РЯ МА ОМ Анкеты: самооценка системы Основа: Пл Рез ТО ЖЕ отношение Групповой проект: начального оба блока мотивация («Выпускник научится» уровень группы образования и «Выпускник полу- Моральные чит возможность научиться») дилеммы Контекстная информация, анкеты для учителей и родителей 29

Слайд 30

Итог ог овая оц ая оц ен ен ка: ка : инструментари тари й предметные р е р езультаты Накопленная Итоговые оценка работы Внеш- няя оценка: Письменные или НШ нет письменные с устной ОШ ГИА частью СШ ЕГЭ Творческие

Слайд 31

Оц Оц енка качест ст ва образован ан ия: я: ме ме тап тап редметн тн ые рез е рез ультат тат ы МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивные коммуникативные чтени п е ознавательные целеполагание работа с инфор- речевые средства, в планирова н и т е .ч. с опорой на ИКТ мацией: поиск, ИК Т запись, восприятие способ в т.ч. средствами действия коммуникация при ИКТ контроль взаимодействии проектно -иссле д и ов. спользование коррекция деяте л ь н м . оделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- Оценка в Оценка по фикация, обобще- процессе результатам ние, подведение выполнения выполнения под понятие, ана- логия, сужде31ние

Слайд 32

Оценка ка ка ка чества о а о бра ра зования, НШ: метап тап ре ре дме ме тные резуль ль таты таты : инструме ме нтар а ий рий Групповой проект материалы целенаправ-л рабочие К К о о м м п п л л ек ек сн сн ы ы е е енных материалы р р аб аб о о т т ы ы н н а а наблюдений групп м м е е ж ж п п р р ед ед м м е е т т н н о о й й о о сн сн о о в в е е:: ра ра б б о о т т а а с с т т ек ек ст ст о о м м решение Работа в группе: карта решение з з а а д д а а н н и и й й с с презентация саморегуляция наблюдений и и с с п п о о л л ь ь з з о о в в а а н н и и ем ем или иные сотрудничество логических логических материалы результаты коммуникация о о п п ерац ерац и и й й,, лист взаимооцен использование ИКТ мо мо д д е е л л ей ей,, планирова-ния ки з з н н ак ак о о в в о о--си си м м в в о о л л и (голосовани ических продвиже-ния ических средств, схем по з ли ада сты н с ию амооценки е) средств, схем Первая часть видеозапис 1-3 урока 1 урок ь

Слайд 33

Оцен ен ка каче че ств ств а об а об разов ов ания, я ОШ , ОШ : метап тап ре ре дме ме тные резуль ль таты таты : инструме ме нтар а ий рий Групповой проект материалы целенаправ-л рабочие енных материалы наблюдений групп Работа в группе: карта презентация саморегуляция наблюдений Итоговый или иные сотрудничество индивидуаль- материалы результаты коммуникация ный проект лист взаимооцен использование ИКТ планирова-ния ки и (голосовани продвиже-ния по з ли ада сты н с ию амооценки е) видеозапис 2-3 урока ь

Слайд 34

Оц Оц енка каче че ств ств а об а об разов ов ан ан ия, НШ работа с т с т ек ек стом Научно-популярные тексты Общее понимание, ориентация в тексте поиск и выявление разного вида информации историческая проблематика прямые выводы и заключения на основе фактов понимание основной идеи Александр Невский Детальное понимание содержания и формы текста анализ, интерпретация и обобщение естественнонаучная проблематика информации сложные выводы оценочные суждения Выход за рамки текста, его Занимательные опыты , использование для решения Удивительные животные разнообразных задач без привлечения дополнительной обществоведческая проблематика информации с привлечением дополнительной информации 34 Семья

Слайд 35

Мониторинг оценки ка ка чества обр бр азован ан ия: груп уп повы вы е проект ект ы ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ: НШ Познавательный Конструкторский Исследовательский Социальный «ЧТО МЫ ЗНАЕМ «МАКЕТ ДЕТСКОЙ «КАК МЫ ПРОВО- «ПОМОГИ О ЗЕМЛЕ?» ПЛОЩАДКИ» ДИМ СВОБОДНОЕ БУДУЩЕМУ ВРЕМЯ?» ПЕРВОКЛАССНИКУ» Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию, которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы. короткий текст, макет рисунок, выделяют возможные вопросы к нему или из ЛЕГО, вопросы, опрос проблемы и иллюстрации, или из пластилина диаграмма первоклассников и загадки, пословицы пояснения текст-интерпретация составляют план список литературы помощи опеки 35 Наблюдаем: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие, конфликты, активность, инициативность

Слайд 36

Внутри ри шк шк ольный мон он иторинг: г: метапредме ме тн тн ые результаты: ин ин струме ме нтарий ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс 5-й класс 6-й класс Наш класс. Наш класс. Наш класс. Наш класс. Наш класс Наш класс. Телефонный Делаем книгу Классный Энциклопедия в Древнем Мы и наше справочник уголок школьной жизни мире здоровье Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят материалы, которые представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы. Почему звонит О нас всех Маша Анкета телефон: и о каждом: т. Советы Результаты О Маше звонящему опроса Наблюдаем: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие, конфликты, активность, инициативность

Слайд 37

Оц Оц енка качест ст ва образован ан ия: я: ме ме тап тап редметн тн ые рез е рез ультат тат ы ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (НШ) только для оценки системы образования!!! Смыслообразование: Морально-этическая Самоопределение мотивация учения ориентация внутренняя пози- познавательные ориентировка на ция школьника мотивы (к новому моральные нормы (положительное отношение содержанию) к школе, урокам, социальным (справедливость, взаимо- нормам поведения, способам помощь, правдивость) интерес к способам оценки, коллективу) действий дифференциация конвенциональных основы гражданс- социальные мотив ы и моральных норм кой идентичности: (стремление быть полезным) когнитивный, эмоциональ- децентрация: учёт но-ценностный, деятель- учебные мотивы последствий, мотивов, ностный компоненты чувств и эмоций мотивация самооценка: достижения принятие решений дифференцированность стремление к на основе соотнесе- оценок, рефлексивность ния ряда норм адекватность суждений об самооизменению 37 успехах неуспехах в учёбе основы проектиро- адекватность оценки вания будущего аргументированность

Слайд 38

Оц Оц енка качест ст ва образован ан ия: я: личн чн остные рез рез ультат тат ы ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ОШ) только для оценки системы образования!!! Самоопределение: Смыслообразование: жизненное, развитие мотивов Морально-этическая личностное учения ориентация профессиональное Я-концепция и учебные и познав а- конвенциональный идентичность тельные мотивы и постконвенцио- личности: интерес к способам позна н и я,нальный уровень устойчивые личностные Я-прошлое VS Я-настоящее интересы морального сознания VS Я-будущее; Я-реальное VS Я-идеальное социальные мотивы социальная идентичность децентрация: учёт стремление быть полезным, последствий, мотивов, социальное сотрудничество, саморазвитие чувств и эмоций самооценка: прогностическая принятие решений стремление к корригирующая на основе соотнесе- 38 ретроспективная самоизменению ния ряда норм

Слайд 39

Ин Ин ст ст рументар ар ий дл дл я о я о ценки личностных р х р ез ез ультатов (1) (1) Личностная самооценка Методика Дембо-Рубинш тейн

Слайд 40

Ин Ин ст ст рументар ар ий дл дл я о я о ценки личностных р р ез ез ультатов (2 (2 ) Отношения, мотивы, интересы Методика «Настроение»

Слайд 41

Ин Ин ст ст рументар ар ий дл дл я о я о ценки личностных р р ез ез ультатов (3 (3 ) Структура и динамика мотивации Методика «Что тебе больше подходит?»

Слайд 42

Ин Ин ст ст рументар ар ий дл дл я о я о ценки личностных р х р ез ез ультатов (4) (4) Морально-эт ические нормы Методика «Моральные дилеммы: как поступить»

Слайд 43

Где м е м ожно позн зн ак ак омиться с т с т ек ек стом ФГОС? С? ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа А также в пособиях издательства «Просвещение», серия «Стандарты второго поколения»

Слайд 44

4. Достижение требований ФГОС: некоторые педагогические средства Учебная ситуация и учебное задание. Основные элементы инновационных практик и УМК. Урок. 44

Слайд 45

Ориентация «на рез а рез ультат тат » и » и парадигму д у д еятел ятел ьностного ра ра звития в практ ракт ике работы ты учи учи теля Основная педагогическая задача создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗА 45 ДАНИЕ

Слайд 46

Оценка к а к аче че ств ств а н а н ачал чал ьног ог о обр обр азован ан ия. Развити ти е позн зн ав ав ательной ак ак тивност ст и Процент Уровень показателя условий для формирования учителей познавательной активности учащихся Недостаточный МАТЕМАТИКА 12 57 29 2 Низкий Средний РУССКИЙ ЯЗЫК 12 59 27 1 Высокий 75 67 74 Математика 63 Русский язык 59 66 62 57 Средний балл (в % от выполнения работы) для разных показателей уровня условий для формирования познавательной активности учащихся

Слайд 47

Оценка к а к ачества начального образования. Ак Ак тивность сть гр гр уп уп пы при р р еал еал изации проекта 47

Слайд 48

Оценка к а к ачеств ств а н а н ачал чал ьног ог о обр обр азован ан ия. Интегра тег ц рац ия ИКТ в уче уче бный процесс сс Процент Уровень показателя исполь- учащихся зования ИКТ учащимися Комментарий. Заметно возрос уровень интеграции ИКТ в учеб- МАТЕМАТИКА 27 50 13 8 2 ный процесс РУССКИЙ ЯЗЫК 6 17 3 30 44% Практически не используют От случая к случаю, узкий спектр 69 67 65 Практически посто- 63 янно, узкий спектр Математика 59 66 От случая к случаю, широкий спектр Русский язык 60 63 59 Практически посто- 56 янно, широкий спектр Средний балл (в % от выполнения работы) для разных показателей уровня использования ИКТ учащимися

Слайд 49

Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009) На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки. По каждому из параметров свыше 50% (для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код 1 (самый низкий из возможных). 49 Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении.

Слайд 50

РЧО ем СС объ И яс Я ня :е LA тся п И ов S ыше W нн Б ое А вн Л им Л ан Ы ие к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009) Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий и практически всегда ниже последних. По каждому из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4); подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта. Относительно успешно идет 50 формирование только навыка коммуникации. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем. 50

Слайд 51

Классы сы учебных задан дан ий, которые нужн жн о включат ат ь ь в учебный проце це сс сс ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ особый тип диагностических заданий с предметным содержанием; там, где уместно метапредметные задания (листы РЕФЛЕКСИЯ. ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ УЧЕНИЯ самооценки) , специальные вопросы к заданиям с предметным содержанием ; до 30-40% САМОРЕГУЛЯЦИЯ, САМООРГАНИЗАЦИЯ метапредметные задания (листы продвижения), задания проектного типа, задания для совместной СОТРУДНИЧЕСТВО работы, задания на развитие речи; не менее 3-х проектов КОММУНИКАЦИЯ для каждой темы РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ творческие задания, учебные исследования, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ задания проектного типа; до 30-40% 51 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 52

Элементы иннов ов ац ац ионных п х п ра ра ктик и УМК Уровень Уровень класса школы учителя Инновационные практики обучения Доступ к ИКТ и техническая ! ! !!! !! ! !! поддержка х , я - - и ая а- я й л ч и н л и и и ед й ю д и р и Квалификация еб ая ьтаты ки я я л п сть а п и зац ь щ я ан и я кадров туац о ен и зн ств уч и н ка ня ц ен л и зн и ан н ета ую езул ей си ь и ж ен я а р м е ая ен уа и в и ц е р у о д с ж о ы тел м о тац сти и уч х д ы б ац е зад р х и Позициониро- н р н тем о в зь естн и ы ея о е с д и о я ы ы м вание учителя еб м н ч д Ф и уем д тегр в св р р стн етн У р н н о еб о О и си И и И м С ч о н У ф н Использование ИКТ !!

Слайд 53

Элементы инновацион он ных практик на у а у роке ке 1. Строим урок как систему учебных заданий. 2. Организуем позиционное сотрудничество учащихся и поисковую деятельность (совместные обсуждения, проектную и иссле- довательскую деятельность) 3. Организуем оценочную деятельность учащихся (само- и взаимооценку, рефлексию) 4. Учитываем основные этапы освоения знаний: осознание смысла изучаемого; отображение с помощью опорных схем, знаков, символов; отработку и применение 53

Слайд 54

Осн Осн овные э е э тап тап ы уро ро ка 1. Проблематизация, актуализация, мотивация Цель: включение в учебную деятельность Итог: осознание проблемы, самостоятельная постановка учебной задачи Как правило: фронтальная работа с классом (с предварительным совещанием в парах группах), обсуждение ведет учитель; учебные ситуации: дидактические игры, проблемы, опыты, замеченные противоречия, опережающие домашние задания, инсценировки, обращение к значимой для детей проблемати-ке, создание исходной карты понятий, опрос, и т.д. ИКТ: работа с готовыми ЭОР (наблюдение, сериация и группировка, классификация, подбор отбор ресурсов и т.п.)

Слайд 55

Осн Осн овные э е э тап тап ы уро ро ка 2. Первичное ознакомление Цель: включение в целенаправленное действие Итог: осознание смыслов, самостоятельное открытие нового знания Как правило: работа в парах, малых группах, учитель консультант, участник, организатор учебные ситуации: дидактическая игра, поисковая активность ИКТ: работа с готовыми ИКТ-ресурсами (наблюдение, сериация, поиск информации, поиск закономерностей, установление соответствия, работа с моделями и др.)

Слайд 56

Осн Осн овные э е э тап тап ы уро ро ка 3. Отработка и закрепление Цель: включение в тренировочную деятельность Итог: освоение нового знания способа действий на уровне исполнительской компетенции Как правило: самостоятельная работа индивидуальная, в парах, группах, взаимооценка, с обязательным обсуждением учитель консультант, участник, модификатор учебные ситуации: Проверь себя , Составляем инструкцию , Делаем памятку и. т.д. ИКТ: работа с тренажерами, ИКТ-ресурсами и инструментами

Слайд 57

Осн Осн овные э е э тап тап ы уро ро ка 4. Обобщение, систематизация, применение Цель: включение в продуктивную Ит д о е гя: тоесв л о ь е н ни ос е т ьнового знания способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации максимально приближенной к реальной; интеграция и перенос знаний Как правило: проектная деятельность с последующей презентацией учитель консультант, участник, организатор учебные ситуации: Составляем обобщающую таблицу , Виртуальный музей путешествие , Летопись , Составляем электронное пособие , Подарки и. т.п. ИКТ: работа с инструментами ИКТ с целью создания новых объектов

Слайд 58

Осн Осн овные э е э тап тап ы уро ро ка Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия Цель (для учителя): получение данных для корректировки и или индивидуализации обучения Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач Может быть как самостоятельным этапом занятия, так и частью иного этапа