Презентация - Лекция «Развитие отраслей психологии»
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Лекция Тема: Развитие отраслей психологии. Содержание лекции: Экспериментальная психология. 2. «Сертификат» на независимость 3. Эрнест Вебер: зарождение психофизики.
Слайд 2
Ключевые слова: опыт, психофизика, физиологическая психология, интроспекция, психологическая лаборатория Вундта, научная психологическая школа, экспериментальная психология, детерминизм.
Слайд 3
Экспериментальная психология -
область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.
Слайд 4
Основные предпосылки возникновения экспериментальной психологии:
XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
XVIII век - начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями). 1) Опыт - предмет философской теории познания. 2) Опыт включает в себя идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. 3) Знание основывается на опыте, а идеи, которые составляют содержание сознания, появляются на основе опыта.
Слайд 5
Предпосылки возникновения экспериментальной психологии
год событие описание
1860 публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики» Предложенные Фехнером психофизические методы позволили применить язык математики к психологии.
1874 публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология» Принципы физиологической психологии строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции.
Слайд 6
год событие описание
1879 основание психологической лаборатории Вундта Основание психологической лаборатории позволило создать первую научную психологическую школу.
1885 публикация работы Г. Эббингауза «О памяти» Пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.
Слайд 7
Общенаучные принципы экспериментальной психологии
Принцип детерминизма
Принцип объективности
Принцип фальсифицируемости
Слайд 8
Специфичные принципы экспериментальной психологии
Принцип единства физиологического и психического
Принцип единства сознания и деятельности
Принцип развития
Слайд 9
«Сертификат на независимость»
Веками "обителью" психологии считалась философия. В середине XIX века психология начинает отстаивать право на самостоятельность среди других позитивных наук. Свои "сертификаты" на независимость она черпала, во-первых, в математике, во-вторых, в эксперименте.
Слайд 10
Что касается математики, то вопреки Канту, учившему, что психология никогда не сможет её применить, а потому не станет истинной наукой, Гербарт разработал сложный аппарат описания "статики и динамики" представлений – первоэлементов души. Когда один видный математик решил проверить его аппарат, то к своему удивлению обнаружил, что в нем нет ни одной ошибки. Но, как известно, математика подобна мукомолке – результат, который получают "на выходе", зависит от запущенного сырья. Гербарт "запустил" фиктивный материал, и из его трудоемких расчетов наука ничего не извлекла.
Слайд 11
Другая картина стала вырисовываться, когда физиологи, проводя эксперименты над эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементами бестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы. Теперь предметом математических обобщений служили факты, доступные опытной проверке.
Слайд 12
Первый фундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики. Её основоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств – физиолога Эрнста Вебера (1795-1878).
Слайд 13
Эрнст Вебер: зарождение психофизики
Психофизика -
Психологическая дисциплина, изучающая количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на этот стимул.
Слайд 14
Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении. Таким образом, акцент сместился: предшественников Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого – зависимость между континуумом ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса – 1/30 и т.д.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: