Презентация - Упражнения «Развитие чувства эмпатии»

2,761
просмотр
Презентации / Разное / Упражнения «Развитие чувства эмпатии»

Текст этой презентации

Слайд 1

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 1

Презентация для занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Преодолевая трудности общения» Тема 4/33 (Б)
Шайдурова Валентина Федоровна Педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа №106» Санкт-Петербург 2015
Упражнения «Развитие чувства эмпатии»

Слайд 2

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 2

Упражнение №1 «Какое чувство?» Для этого упражнения участникам выдают карточки, на которых написана эмоция – грусть, гнев, радость, озадаченность.
Человек пытается мимикой показать это чувство, а задача остальных собеседников заключается в том, чтобы угадать эмоцию.

Слайд 3

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 3

Упражнение №2 «Обезьяна перед зеркалом» Участники разбиваются на пары, кто-то берет роль обезьяны, другой становится зеркалом. Задача «обезьяны» – мимикой показывать все, что ей только заблагорассудится, а «зеркало» должно повторять. Через пять минут роли меняются, а ведущие игры оценивают, кто был лучшим.

Слайд 4

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 4

Упражнение №3 «Телефон» Участник игры берет телефон и начинает делать вид, что с кем-то беседует (сначала придумывает, с кем) – с другом, бабушкой, соседкой, начальником. Остальные должны угадать, с кем разговаривает ведущий.
Каждый разговор длится около минуты.

Слайд 5

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 5

  Упражнение № 4 Цель: развитие умения находить общее для всех и отличительное. Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга. Инструкция: «Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе партнеры по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: "Ты такой (такая) же, как я, у тебя...”. Один из вас начинает, потом - другой, потом опять первый и т.д. При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. На втором этапе упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: "Я очень отличаюсь от тебя, я...”». Педагог может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение. После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Педагог может задать такие вопросы: «Какие чувства возникали у вас в ходе работы?»; «Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?»

Слайд 6

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 6

Упражнение №5 . «Сильные стороны» Участники делятся на пары. Первый член пары в течение двух минут рассказывает партнеру о своем затруднении в учебе. Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них ему. Потом партнеры меняются местами. По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

Слайд 7

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 7

Упражнение №6. Карусель Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный Примеры ситуаций:  Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече... Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним... Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече... Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Слайд 8

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 8

 Упражнение №7  Задание: прочитайте нижеследующие фразы и отметьте, идет ли в них речь о наблюдении или об оценке.
Он сидел у телефона. Наблюдение: отсюда ничего нельзя извлечь. 2. Маленький мальчик плакал. Наблюдение: Вы видите мальчика, у которого слезы текут по лицу. 3. Она устала. Наблюдение: а может быть, она была больна или потеряла ко всему интерес? 4. Она громко смеялась. Наблюдение: Вы можете видеть и слышать, что женщина громко смеется.

Слайд 9

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 9

5. Группа как раз хотела отбыть. Наблюдение: Вы видите, что люди уплатили по счету и упаковывают свои вещи. 6. Она не проявила к нему интереса. Оценка: может быть, она проявляет даже больший интерес к нему и пытается скрыть это? 7. Она достигла успеха. Оценка: критерий достижения успеха у каждого свой.

Слайд 10

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 10

8. Она была одета очень броско. Оценка: кто-то другой такую одежду может посчитать вульгарной и противной своим взглядам. 9. Она сидела на лекции и слушала очень внимательно. Оценка: а уверены ли Вы в этом? Иной сделает очень заинтересованное лицо, а его мысли в это время витают очень далеко. 10. Он сидел за столом, скучая. Оценка: Вы знаете, скучал или он устал, или как раз что-то обдумывал?

Слайд 11

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 11

Упражнение № 8 «Поделись со мной» Цель упражнения: эмпатийная диагностика личностных качеств; расширение репертуара способов взаимопонимания. Участникам предлагается записать на карточке 10 качеств. Список может быть разный в зависимости от состава группы и целей занятия. При необходимости ведущий дает пояснение значений этих качеств. Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать«. Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам. На упражнение отводится - 20 минут. После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.

Слайд 12

Упражнения «Развитие чувства эмпатии», слайд 12

http://www.ollenkka.com/backgrounds/index.php?cont=violet&n=1
Источники
http://www.irina-mass.ru/publ/povyshenie_ehmocionalnogo_intellekta_i_lichnostnyj_rost/sbornik_uprazhnenij_dlja_razvitija_ehmpatii/5-1-0-34