Презентация - Тренинг «Развитие чувства эмпатии»
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Презентация для занятий по дополнительной общеобразовательной программе
«Преодолевая трудности общения»
Тема 4/33 (В)
Шайдурова Валентина Федоровна
Педагог дополнительного образования
ГБОУ «Школа №106»
Санкт-Петербург
2015
«Развитие чувства эмпатии»
Тренинг
Слайд 2
Упражнения на знакомство, сплочение, повышение активности участников группы. Игра – разминка «Говорю, что вижу».Цель: разминка, улучшение атмосферы в группе, развитие навыка безоценочных высказываний. Инструкция: «Сидя в круге, вы будете наблюдать за поведением других и, по очереди, говорить, что видите относительно любого из участников. Описывая поведение, действия других людей не оценивайте их, а просто констатируйте наблюдаемое. К примеру: «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники.
Слайд 3
Упражнение «Расскажу о своем хозяине» Цель: включение участников тренинга в групповую работу.Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку +) и от его имени представить своего хозяина и рассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человек отличается от других). Первым представляется ведущий, затем ассистент, затем остальные члены группы по мере готовности. Затем желающие могут задавать вопросы (каждое представление две, три минуты). Приблизительная схема представления:Кто он (имя, чем занимается, основные интересы);Цели, с которыми пришел на этот тренинг;Чего ждет от предстоящих занятий;Что может, и что готов сделать на группе для достижения поставленных целей.
Слайд 4
Упражнение «Чувства по кругу» Цель: развитие возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «Грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый» и сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».
Слайд 5
Упражнение «Я вижу» Цель: Развитие наблюдательности, осознание различия между тем, что «я вижу», и тем, что «представляю, интерпретирую», «мне кажется».Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга.«Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать».Педагог и участница группы садятся друг против друга.Педагог: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях».Таня: «Я вижу, что ты посмотрела вправо».Педагог: «Я вижу, что ты наклонила голову» и т. д.(Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий)
Слайд 6
Упражнение «Распознай состояние» Цель: развитие умения изобразить определенную эмоцию, распознать состояние партнера. Инструкция: «Обратите, пожалуйста, внимание на ваше со стояние, осознайте его. Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это осознанное состояние еще больше. Тот, кто будет готов, поднимет руку, и все мы некоторое время посмотрим на него, попробуем понять его состояние и запомнить. Потом руку поднимет следующий и так до тех пор, пока каждый не побудет в роли «объекта общего восприятия»
Слайд 7
Упражнение «Ситуация» Цель: развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний.Участники группы стоят по кругу.Инструкция: «Сейчас мы будем ходить по комнате и тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса…»Далее через каждые двадцать-тридцать секунд педагог называет имя следующего члена группы. В ходе упражнения можно предлагать следующие ситуации: «Вы опаздываете в театр»; « Вас пригласили на прием к английской королеве», «Вы спускаетесь в темный подвал», «Вы на вернисаже современных художников», «вы оказались в толпе людей» и т. д.
Слайд 8
Упражнение «Говорящие жесты»Цель: понимание состояния партнера через его жесты. Участники группы стоят по кругу.Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, a мы все будем повторять это движение 3—4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние». После завершения упражнения можно задать группе вопрос «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?». После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.
Слайд 9
.
Упражнение «На ощупь» Цель: осознание собственных переживаний, умение прислушиваться к своему внутреннему голосу.Участники группы стоят по кругу. Инструкция: «Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упражнение удобнее, если есть повязки — шарфы, платки, которыми можно завязать глаза) и будем передвигаться по комнате, стараясь никого не задеть. Делать мы это будем примерно три мину ты. Я скажу, когда они закончатся».Это упражнение стоит выполнять в комнате где участники могут и с закрытыми глазами чувствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля за действиями участников педагог может не принимать участия в упражнении.Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопросы: « Как вы чувствовали себя во время передвижений по комнате?», «Каковы ваши впечатления?»
Слайд 10
Упражнение «Цвет моего состояния» Цель: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.Инструкция: «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. Расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».
Слайд 11
http://www.ollenkka.com/backgrounds/index.php?cont=violet&n=1
Источники
http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/1899
-trening-empaticheskix-sposobnostej-psixologa
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: