Текст этой презентации
Слайд 1
Метод наблюдения, виды его, методика организации и фиксации результатов наблюдения.
Выполнил: студент Щербакова Л. С.
Проверил: зав. каф. ПиСО Кожанова Н. С. к.п.н.,
Слайд 2
Наблюдение – один из важнейших методов сбора информации в процессе исследования в сфере образования. Психолого-педагогическое наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, непосредственно наблюдавшими людьми.Наблюдение – метод исследования фактов и явлений объективной действительности при непосредственном целенаправленном восприятии информации.
Слайд 3
Целенаправленное и организованное восприятие объектов и явлений внешнего мира, связанное с решением определенной научной проблемы или задачи, принято называть научным наблюдением.Научное наблюдение складывается из следующих процедур:- определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?);- выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);- выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?);- выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?);- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Слайд 4
Наблюдаемые ситуации подразделяются на:- естественные и искусственные;- управляемые и не управляемые субъектом наблюдения;- спонтанные и организованные;- стандартные и нестандартные;- нормальные и экстремальные и т. д.
Слайд 5
Наблюдение может быть:- опосредованным (косвенным) и непосредственным (прямым); - открытым и скрытым;- непрерывным и дискретным;- монографическим, узкоспециальным и поисковым; - стандартизированным и нестандартизированным.
Слайд 6
При использовании метода наблюдения рекомендуется придерживаться некоторых правил:
- необходимо добиваться скрытой позиции наблюдателя, не давить своим присутствием, не оказывать воздействия на учащихся своим авторитетом, чтоб не искажалась картина процесса. - в момент наблюдения факты должны быть зарегистрированы с максимальной точностью. Объяснение и интерпретация, все выводы можно будет сделать потом. - чаще практиковать стандартизированное и распределенное наблюдение группой лиц, где каждый имеет конкретную задачу: записывать содержание наблюдения и делать отметки о времени. Затем материалы сверяются и воссоздается точная общая картина. - наблюдение необходимо использовать при конкретной деятельности детей (игра, учеба, труд), отношения и мнения детей легче выявлять опросными методами. - результаты наблюдений необходимо сверять с данными других методик исследования.
Слайд 7
Достоинства и недостатки метода наблюдения:
Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
Многочисленность мешающих факторов. На результаты могут повлиять настроение наблюдателя.
комплексность наблюдаемых ситуаций,
эффект первого впечатления,
усталость наблюдателя и наблюдаемого,
«эффект снисходительности»,
Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
Сложность соблюдения операциональной валидности.