Презентация - Метод наблюдения

7,035
просмотров
Презентации / Разное / Метод наблюдения

Текст этой презентации

Слайд 1

Метод наблюдения, слайд 1

Метод наблюдения, виды его, методика организации и фиксации результатов наблюдения.
Выполнил: студент Щербакова Л. С. Проверил: зав. каф. ПиСО Кожанова Н. С. к.п.н.,

Слайд 2

Метод наблюдения, слайд 2

Наблюдение – один из важнейших методов сбора информации в процессе исследования в сфере образования. Психолого-педагогическое наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, непосредственно наблюдавшими людьми. Наблюдение – метод исследования фактов и явлений объективной действительности при непосредственном целенаправленном восприятии информации.

Слайд 3

Метод наблюдения, слайд 3

Целенаправленное и организованное восприятие объектов и явлений внешнего мира, связанное с решением определенной научной проблемы или задачи, принято называть научным наблюдением. Научное наблюдение складывается из следующих процедур: - определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?); - выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?); - выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?); - выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?); - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Слайд 4

Метод наблюдения, слайд 4

Наблюдаемые ситуации подразделяются на: - естественные и искусственные; - управляемые и не управляемые субъектом наблюдения; - спонтанные и организованные; - стандартные и нестандартные; - нормальные и экстремальные и т. д.

Слайд 5

Метод наблюдения, слайд 5

Наблюдение может быть: - опосредованным (косвенным) и непосредственным (прямым); - открытым и скрытым; - непрерывным и дискретным; - монографическим, узкоспециальным и поисковым; - стандартизированным и нестандартизированным.

Слайд 6

Метод наблюдения, слайд 6

При использовании метода наблюдения рекомендуется придерживаться некоторых правил:
- необходимо добиваться скрытой позиции наблюдателя, не давить своим присутствием, не оказывать воздействия на учащихся своим авторитетом, чтоб не искажалась картина процесса. - в момент наблюдения факты должны быть зарегистрированы с максимальной точностью. Объяснение и интерпретация, все выводы можно будет сделать потом. - чаще практиковать стандартизированное и распределенное наблюдение группой лиц, где каждый имеет конкретную задачу: записывать содержание наблюдения и делать отметки о времени. Затем материалы сверяются и воссоздается точная общая картина. - наблюдение необходимо использовать при конкретной деятельности детей (игра, учеба, труд), отношения и мнения детей легче выявлять опросными методами. - результаты наблюдений необходимо сверять с данными других методик исследования.

Слайд 7

Метод наблюдения, слайд 7

Достоинства и недостатки метода наблюдения:
Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
Многочисленность мешающих факторов. На результаты могут повлиять настроение наблюдателя. комплексность наблюдаемых ситуаций, эффект первого впечатления, усталость наблюдателя и наблюдаемого, «эффект снисходительности», Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. Необходимость классифицировать результаты наблюдения. Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных). Сложность соблюдения операциональной валидности.