Презентация - Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов

11,322
просмотра
Презентации / Разное / Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов

Текст этой презентации

Слайд 1

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 1

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов  

Слайд 2

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 2

План Основные нормативно-правовые регламенты, касающиеся прав лиц с ОВЗ и инвалидов. Разработка и реализация адаптированных образовательных программ СПО.

Слайд 3

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 3

«О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ» (Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 )
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Региональные программы, направленные на развитие образования детей этой категории, включая их интеграцию в обычную образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных рекомендаций (письмо от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06).

Слайд 4

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 4

Слайд 5

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 5

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Слайд 6

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 6

Уровни нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования
Федеральный уровень Законодательно-правовые акты Российской Федерации
Международный уровень Международные нормативно-правовые акты
Региональный уровень Законодательно-правовые документы региона (области) Муниципальный уровень Нормативно-правовые акты муниципалитета Локальные акты образовательной организации

Слайд 7

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 7

Международные нормативно-правовые акты
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г. Декларация ООН о правах умственно-отсталых лиц. Провозглашена резолюцией XXVI Генеральной ассамблеи ООН 20.12.1971 г. Декларация ООН о правах инвалидов. Принята на ХХХ сессии ООН 09.12.1975 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10.06.1994 г.
Конвенция о правах инвалидов
(ратифицирована 27.05.2012г)

Слайд 8

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 8

Конвенция ООН о правах инвалидов (от 13 декабря 2006 года) Образование должно быть направлено на:
8
развитие
умственных и физических способностей в самом
полном объеме; обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
доступ
инвалидов к образованию в местах своего
непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; создание условий для освоения социальных навыков обеспечение подготовки и переподготовки педагогов. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов")

Слайд 9

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 9

Федеральные документы:
Конституция РФ; ФЗ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ»; ФЗ №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ №124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; ФЗ №184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; ФЗ №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

Слайд 10

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 10

Слайд 11

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 11

Слайд 12

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 12

Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
ограниченными
возможностями
здоровья -
Обучающийся с физическое лицо,
недостатки в
физическом и (или)
подтвержденные
психолого-медико-
психологическом педагогической
имеющее развитии, комиссией
и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Индивидуальный
учебный план - учебный план,
обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации
ее содержания с учетом особенностей и
образовательных
потребностей конкретного обучающегося; Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Слайд 13

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 13

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
ассистента техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:

Слайд 14

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 14

Слайд 15

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 15

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся п.5 меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников п.1 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые
возможностями с медицинскими
для получения образования лицами с ограниченными здоровья, взаимодействовать при необходимости организациями
ФЗ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 16

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 16

Слайд 17

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 17

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования
Для инвалидов и лиц с ОВЗ при необходимости увеличиваются сроки получения СПО: по ППССЗ - не более чем на 10 месяцев, по ППКРС – не более чем на 6 месяцев. При обучении инвалидов лиц с ОВЗ электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.
Дисциплина "Физическая культура" образовательной организацией. Для
реализуется в порядке, установленном обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности. При формировании ППССЗ, ППКРС образовательная организация должна
предусматривать обеспечивающих
включение в вариативную часть адаптационных коррекцию нарушений развития и социальную
дисциплин, адаптацию
обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Слайд 18

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 18

Организация и осуществление образовательной деятельности
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 464) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 № 292)
Требования к
организации
образовательного
процесса для обучения
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, направленные письмом Минобрнауки от 18 марта 2014 г. № 06-281 Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, направленные письмом Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. N 06-443

Слайд 19

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 19

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья Обучение по образовательным программам среднего профессионального
осуществляется на основе образовательных программ среднего
профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
С учетом особых потребностей обучающихся с
возможностями здоровья образовательной организацией
ограниченными обеспечивается
предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
(приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 464)

Слайд 20

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 20

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается: 1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий
(должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7.5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; 
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов
(крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
(приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 464)

Слайд 21

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 21

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья 2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
(приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 464)

Слайд 22

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 22

Правила приема в ОО; Положение о реализации программ профессионального обучения для лиц с ОВЗ; Положение о составлении индивидуальной образовательной программы; Положение об индивидуальном учете результатов освоения образовательной программы ; Положение о ведении документации; Положение об индивидуальном учебном плане; Положение об итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ; Положение о тьюторском сопровождении и т.д. Приказы

Слайд 23

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 23

Слайд 24

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 24

Слайд 25

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 25

Слайд 26

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 26

Слайд 27

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 27

Слайд 28

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 28

Слайд 29

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 29

Слайд 30

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 30

Слайд 31

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 31

Рекомендации для работы с лицами, имеющими ограничения по зрению
Стоять напротив стены Больше времени на выполнение задания Включить зрительную гимнастику Работа с трафаретами, навыки штриховки, ориентировки в микро-пространстве Медленный темп речи, краткое, конкретное изложение Размещать объекты на достаточном расстоянии друг от друга Дать возможность подходить к доске

Слайд 32

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 32

Рекомендации для работы с лицами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Развитие графических навыков (рисование от руки) Зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета Рисование в воздухе Рисование по трафарету или опорным точкам, контурным изображением Конструирование из карточек Адаптированный размер листа (альбом, карточки) Комната сенсорной интеграции

Слайд 33

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 33

Слайд 34

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 34

Слайд 35

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 35

http://spo.wil.ru

Слайд 36

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 36

Слайд 37

Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов, слайд 37