Презентация - Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Министерство образования и науки РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Факультет психологии Кафедра специальной психологии ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему:«Развитие и коррекция памяти у младших школьников с задержкой психического развития»
Выполнила: студентка 5 курса группы 521223з заочной формы обучения Крупская Е.А. 2017 г.
Слайд 2
Актуальность исследования
В последние годы отмечается значительный рост количества младших школьников, страдающих задержкой психического развития. Так как в детском возрасте память, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции необходимо заниматься развитием памяти с детьми, страдающими ЗПР.
Именно поэтому проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела особую актуальность.
Слайд 3
Ученые, занимающиеся изучением проблемы развития и коррекции памяти у младших школьников с ЗПР
Большой вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли:
Власова Т.А., Лубовский В.С., Сухарева Г.Е.,
Блонский П.П., Веккер Л.М., Выготский Л.С.,
Грановская Р.М., Никитина Т.Б., Рубинштейн С.Л.,
Леонтьев А.Н., Занков Л.В., Бэн А., Гроос К. и многие другие.
На современном этапе развития психологической науки углубленным изучением памяти занимаются Анохин К.В., Нуркова В.В., Березанская Н.Б. и др.
Слайд 4
Методологический аппарат исследования
Цель исследования: провести диагностическое исследование памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и составить на основе его результатов коррекционную программу.
Объект исследования – развитие и коррекция памяти младших школьников.
Предмет исследования – развитие и коррекция памяти у младших школьников с ЗПР.
Слайд 5
Организацию работы по обучению различным способам запоминания.
Проведение работы по корректировке некоторых сторон памяти отдельных учащихся.
Организацию работы по повышению качества воспроизведения информации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекция памяти должна основываться на результатах диагностического исследования и включать в себя, по крайней мере, следующие направления:
Слайд 6
Задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития и коррекции памяти младших школьников с ЗПР;
подобрать методики, направленные на выявление особенностей памяти младших школьников с ЗПР;
реализовать диагностическую программу, направленную на изучение особенностей памяти младших школьников с ЗПР;
провести анализ результатов исследования и сделать необходимые выводы;
изучить различные теоретико-методические подходы к проблеме коррекции и развития памяти у младших школьников с ЗПР;
разработать на основе теоретического анализа и результатов диагностического исследования коррекционно-развивающую программу и рекомендации по развитию памяти младших школьников с ЗПР.
Слайд 7
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития и коррекции памяти младших школьников с ЗПР;
Эмпирические: констатирующий эксперимент с использованием диагностической программы, включающей следующие методики:
Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии;
Тест памяти на образы;
Методика «Запомни рисунки»;
Тест на опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева;
Методика «Изучение логической и механической памяти».
Методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Слайд 8
Экспериментальная база
Исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Новомосковский областной центр образования».
Слайд 9
Характеристика диагностической программы, применяемой для изучения особенностей памяти у младших школьников с ЗПР
№ Название методики Цель методики
1 Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии Исследование таких процессов памяти, как запоминание, сохранение и воспроизведение.
2 Тест памяти на образы Изучение особенностей образной памяти.
3 Методика «Запомни рисунки» Определение объема кратковременной зрительной памяти.
4 Тест на опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева Исследование способности пользования вспомогательными средствами для запоминания и припоминания.
5 Методика «Изучение логической и механической памяти» Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Слайд 10
Результаты применения диагностической программы исследования памяти младших школьников с ЗПР на констатирующем этапе исследования
Результаты исследования памяти младших школьников с ЗПР по методике «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии
Слайд 11
Результаты обследования памяти младших школьников с ЗПР по тесту памяти на образы
Слайд 12
Результаты исследования памяти младших школьников с ЗПР по методике «Запомни рисунки»
Слайд 13
Результаты обследования памяти младших школьников с ЗПР по тесту на опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева
Слайд 14
Результаты исследования памяти младших школьников с ЗПР по методике «Изучение логической и механической памяти».
Слайд 15
Характеристика коррекционно-развивающей программы по развитию и коррекции памяти младших школьников с ЗПР
Цель: коррекция и развитие памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Организовать работу по обучению различным способам запоминания.
Провести работу по корректировке некоторых сторон памяти отдельных учащихся.
Организовать работу по повышению качества воспроизведения информации.
Слайд 16
Тематический план занятий по развитию и коррекции памяти у младших школьников с ЗПР
№ Тема Цель Содержание
1 Введение в игровой сюжет. Мотивация к последующей деятельности. Развитие непроизвольной зрительной памяти. Развитие долговременной слуховой памяти. «Зарядка для путешественников»; «Каким цветом был костюм Скруджа?»; «Девиз Юных путешественников!»; «Готовность Юных путешественников».
2 Запоминание аудио информации. Припоминание. Долговременная память. Развитие процесса запоминания аудио информации и внимания. Развитие процесса припоминания. Развитие долговременной памяти. Развитие логического мышления. «Где Скрудж?»;
«Эрудит»;
«Расшифруй предмет»;
«Что вы из этого возьмете?»;
«Что мы уже купили? Что осталось?»;
«Мы команда!»
3 Процесс запоминания и воспроизведения зрительной и аудио информации. Развитие слуховой кратковременной памяти и внимания. Развитие зрительной памяти. «Первый цветок»;
«Второй цветок»;
«Третий цветок»;
«Наша карта».
Слайд 17
4 Зрительное и слуховое запоминание – и графическое воспроизведение. Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие мышления. Развитие логического запоминания. «Запомни и нарисуй»;
«Запомни числа»;
«Узнай голоса животных»;
«У кого что в паре?»
5 Слуховая оперативная память. Зрительная образная память. Припоминание. Развитие слуховой оперативной памяти. Развитие зрительной образной памяти. Развитие процесса припоминания. «Испытание капитана»;
«Мы на корабле»;
«Море волнуется».
6 Запоминание и длительное сохранение информации. Зрительная память, графическое воспроизведение. Непроизвольная слуховая память. Развитие процесса запоминания и длительного сохранения информации. Развитие зрительной памяти и графического воспроизведения. Развитие внимания. Развитие непроизвольной слуховой памяти. «Цепочка»;
«Куда идти?»;
«Ошибка на ошибке»;«Мудрость».
7 Оперативная память. Опосредованное запоминание. Кратковременная зрительная память. Развитие оперативной памяти. Развитие опосредованного и механического запоминания. Развитие мышления. Развитие кратковременной зрительной памяти. «Код»;
«Испытание разбойника»;
«Дверь»;
«Тени».
Слайд 18
8 Зрительная и слуховая память. Развитие зрительного запоминания и графического воспроизведения. Развитие слуховой памяти. «Птица»;
«Заклинание»;
«Отличия».
9 Зрительная и слуховая память. Припоминание. Развитие слуховой кратковременной памяти и мышления. Развитие слуховой памяти, внимания и припоминания. Развитие зрительной памяти. «Не правильный порядок»;
«Зашифрованное слово»;
«Графические коды».
10 Слуховая память. Припоминание. Развитие слуховой памяти мышления и внимания. Развитие быстрого припоминания. «Будь внимателен!»;
«Путаница»;
«Викторина».
11 Зрительное и слуховое запоминание. Формирование быстроты и точности воспроизведения информации. Развитие непроизвольного запоминания, мышления и внимания. Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие графического воспроизведение по зрительному запоминанию. «Уравнение-ребус»;
«Числовой ряд»;
«Запутанные»;
«Треугольники»;
«Часы и время».
12 Развитие слуховой памяти.
Подведение итогов путешествия, проведение рефлексии деятельности. Развитие воспроизведения информации по непроизвольному запоминанию. Развитие слуховой памяти и внимания. Подведение итогов. «Вспомни наш путь»;
«Найди ошибки»;
«Загадка».
Слайд 19
Выводы
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития и коррекции памяти младших школьников с ЗПР были выявлены особенности памяти у этих детей: ограниченность объема памяти; снижение прочности запоминания; неточность воспроизведения; быстрая утеря информации.
Были подобраны методики направленные на выявление особенностей памяти младших школьников с ЗПР.
Была реализована диагностическая программа и выявлены особенности памяти прикрепленной группы.
Результаты, полученные в ходе исследования памяти были проанализированы.
Разработана на основе теоретического анализа и результатов диагностического исследования коррекционно-развивающая программа по развитию памяти младших школьников с ЗПР.
Слайд 20
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены!
Слайд 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: