Презентация - Формирование элементарных этических понятий у обучающихся начальных классов через внеурочную деятельность
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
«Формирование элементарных этических понятий у обучающихся начальных классов через внеурочную деятельность» Иванова С.А., воспитатель 2 класса
Слайд 2
Актуальность проблемы
В наш класс пришли разные дети, которые до поступления в школу-интернат воспитывались и обучались в других условиях. Нами было замечено , что большинство из поступивших к нам детей не отличаются высокими моральными качествами. В первые дни учебного года мы заметили у наших детей пренебрежение к авторитету и мнению других, неумение чувствовать и нежелание задумываться . Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытеснены материальными. Поэтому формирование этических ценностей в нашем классе очень актуально.
Слайд 3
Цель работы: - формирование у обучающихся второго класса основополагающих принципов нравственности через разнообразные формы внеурочной деятельности
Слайд 4
Задачи:
изучить теоретический материал по данной теме; провести диагностику формирования духовно-нравственных качеств личности воспитанников; корректировать и развивать у детей умение адекватно выражать свои чувства и эмоции; способствовать формированию основ построения межличностных отношений; формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
Слайд 5
Принципы работы:
научность
непрерывность
системность
доступность материала для детей
личностная ориентированность
наличие нравственной составляющей Новизна работы состоит в том, что такого рода исследования ранее для данного контингента детей не проводились
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты и опыт работы могут послужить основой для исследования другими педагогами
Слайд 6
Что такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. У С.И. Ожегова «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Этические понятия очень разнообразны, я исходила из классификации, данной в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников
Слайд 7
Классификация этических понятий: Патриотизм (любовь к Родине, своему народу) Социальная солидарность (доброта, солидарность, честность, справедливость, достоинство, свобода) Гражданственность (долг, закон, порядок, межэтнический мир) Традиционные российские религии (вера, святость, благочестие) Семья (любовь, верность, уважение к родителям, забота) Труд и творчество (познание, трудолюбие, бережливость) Природа и искусство (творчество, жизнь, красота, гармония) Человечество (мир во всём мире)
Слайд 8
Духовно-
нравственная личность
дружба
любовь к родине
любовь к близким
милосердие
Любовь к природе
честность
бережливость
вера, надежда
Слайд 9
Планируемые результаты:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
Слайд 10
Этапы реализации цели и задач:
I . Диагностический
Методы диагностики – наблюдение, анкетирование, анализ полученных данных II. практический
Слайд 11
I. Диагностический этапДиагностика нравственной воспитанности (лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ и воспитания РАО, научная школа А.И. Шемшуриной)
Диагностика нравственной мотивации (2 класс).
Слайд 12
Диагностика нравственной мотивации (6 класс).
Слайд 13
Диагностика отношений к жизненным ценностям (2 класс)
Слайд 14
Диагностика отношений к жизненным ценностям
(6 класс).
Слайд 15
Методика «Выбор» (2 класс)
Слайд 16
Методика «Выбор»
(6 класс).
Слайд 17
Эмоциональное здоровье (по результатам наблюдения за первое полугодие) 2 класс
Слайд 18
Эмоциональное здоровье (по результатам наблюдения за первое полугодие) 6 класс
Слайд 19
II. Практический этап«Мир вокруг меня» (дружба, взаимопомощь, взаимовыручка)
Эмоционально-психологический тренинг «Пробуждение» из серии «Учимся быть вместе»
Игротека на свежем воздухе «Зимние забавы»
Слайд 20
Парная и групповая работа на занятиях кружка
Слайд 21
«Я в мире»
(доброта, милосердие, любовь к родным, любовь к природе)
Эвристическая экскурсия «Весна в лесу»
Копилка нравственных советов «Семейные истории». Игра «Мамы и дети»
Слайд 22
Клуб младшеклассников «Берегите детство!»
Калейдоскоп творчества «Моя малая родина»
Слайд 23
«Мир во мне»
(вера, надежда, красота души)
Часы духовного чтения
Слайд 24
Результаты работы
Слайд 25
Слайд 26
Выводы: согласно выбранным диагностическим методикам, изменения уровня нравственной воспитанности выражены незначительно; большее внимание необходимо уделять коррекции и развитию эмоционально – волевой сфере личности детей; необходимо усилить работу по формированию межличностных отношений в классном коллективе; данную работу следует считать незаконченной, поэтому она будет продолжена в следующем учебном году.
Слайд 27
Задачи на следующий учебный год: продолжить работу по формированию у обучающихся более сложных этических понятий;
обратить большее внимание на нормы христианской морали;
продолжить теоретическое изучение данной темы;
изучить диагностические методики, сделать их практический анализ и применять в изучении усвоения этических понятий;
создать систему мониторинга усвоения детьми этических понятий;
усилить работу с родителями обучающихся;
установить более тесное сотрудничество со школьным психологом и службой сопровождения.
Слайд 28
Использованные источники:
Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своём ребёнке, М.: АСТ-ПРЕСС, 1997
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997
Духовно-нравственное воспитание младших школьников [ Режим доступа]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/10/21/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov, свободный
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [ Режим доступа]: http://r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn, свободный
Диагностика эффективности духовно-нравственного воспитания школьников [ Режим доступа]: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00093651_0.html, свободный
Категории этики [ Режим доступа] : http://etika-education.ru/podgotovka-k-ekzamenu-po-etike-kategorii-etiki.html, свободный
Этика [ Режим доступа]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%E8%EA%E0, свободный
Характеристика основных этических категорий[ Режим доступа] : http://sci-book.com/yuridicheskaya-etika/harakteristika-osnovnyih-eticheskih.html, свободный
Основные категории этики, их специфика [ Режим доступа] : http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/FILOSOF/ETIKA/LEK/L4.HTM, свободный
Слайд 29
Спасибо
за внимание!
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: