Презентация - Формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников
просмотр
Текст этой презентации
Слайд 1
Формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников
Автор: Л.В. Краковная
Слайд 2
Технологический прогресс с невообразимой скоростью меняет окружающий мир, заставляя меняться нас и наши подходы к воспитанию детей.
Современные родители все чаще сталкиваются с такими проблемами, как зависимость детей от цифровых технологий и нежелание ребенка учиться в школе.
Большинство методов воспитания оказываются неэффективными, т.к. ориентированы прежде всего на психолого-педагогические особенности развития детей, описанные в классической научной литературе, и не принимают во внимание особенности личности современного школьника.
Между тем, инновации, прочно вошедшие в нашу жизнь, каждый день влияют на развитие и обучение наших детей, меняя не только паттерны поведения ребенка, но и его ценностно-мотивационную сферу.
Слайд 3
Исходя из теории поколений, описанной Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом (адаптация А. Антипов и Е. Шамис), дети, рожденные в 21 веке, во многом отличаются от детей 20го века. Их называют цифровыми детьми - поколением «Z».
Основное их отличие от предыдущих поколений в том, что они с самого рождения развиваются в цифровой среде. Интернет для таких детей выступает новым культурным орудием, опосредующим формирование у них высших психических процессов. Если до эпохи новых инфокоммуникационных технологий высшие психические процессы развивались в непосредственном социальном взаимодействии взрослого и ребенка, самих детей между собой, то сегодня интернет в значительной степени оформляют всю жизнедеятельность человека.
Слайд 4
Рассмотрим некоторые векторы изменений, связанные с высшими психическими функциями. Память. У детей, активно пользующихся поисковыми системами интернета, по-другому начинает функционировать память: в первую очередь запоминается не содержание какого-либо источника информации в сети, а место, где эта информация находится, а еще точнее «путь», способ, как до нее добираться. Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста меняет структуру мнемонических процессов. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой». У детей и подростков формируются, по сути, другая память, другие механизмы удержания информации
Слайд 5
Внимание. Средняя продолжительность концентрации внимания, по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад, уменьшилась не просто в разы, а в десятки раз. Если прежде ребенок на уроке мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы. Врачи отмечают, что в мозге ребенка происходят изменения на уровне синоптических связей. Современные дети умеют очень быстро «отключаться» от действительности. Таким образом, они защищают мозг от информационной перенагрузки.
Слайд 6
Восприятие. Дети, много времени проводящие за компьютером, в интернете начинают испытывать то, что называется депривацией — они ограничены в получении сенсорных сигналов, связанных с окружающим их миром. Ощущение мира становится менее «чувственней», менее телесным. Может притупляться восприятие, например, запахов, звуков реального мира, других проявлений окружающей среды, возникать боязнь прикосновений. Здесь речь идет в том числе об одном из древних видов протопатической чувствительности — ощущении своего тела и его возможностей, что является важной основой восприятия себя как самостоятельной физической сущности. Недостаточное развитие этого вида чувствительности ведет к сложностям в формировании своего Я.
Слайд 7
Мышление.
Многозадачность.
Навигация в сети предполагает многозадачность, дети, включенные в этот процесс, с ранних лет вырастают нацеленными на одновременное решение различных задач.
Поэтому нам, взрослым, не раз доводилось наблюдать такую картину: ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, отслеживает обновления френдленты, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок и жует бутерброд. 2. «Клиповое мышление» - предполагает переработку информации короткими порциями и рассматривается как защитная реакция на информационную перегрузку.
Слайд 8
Особенности обучения современных школьников
.
«Цифровые дети» учатся совершенно по - другому. Они существенно отличаются от тех, кто ходил в школу 10-15 лет назад. 1. Детям, которые много времени проводят в информационном пространстве, трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. У них часто из-за этого возникают проблемы с успеваемостью.
К тому же, недостаток эмоциональных контактов в семье и избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы. Поэтому дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны.
Слайд 9
2. Они привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным, наглядным. Ребенок может с легкостью сделать электронную презентацию - красивую, наглядную, яркую, но по содержанию неглубокую, поверхностную. Обилие и разнообразие информации не дает возможности для детальной, скрупулезной, аналитической работы, и в этом их слабость. Их плюс - море креатива, свобода для творчества и самореализации.
Слайд 10
3. Мышление таких детей ориентировано на то, чтобы перерабатывать информацию короткими порциями – это так называемое «клиповое мышление», поэтому им трудно читать объемные классические произведения, например, «Войну и мир». Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Они переваривают информацию очень быстро, но короткими порциями. А это означает поверхностный подход к анализу информации и к принятию решений.
Слайд 11
4. Дети хотят все «здесь и сейчас», не любят ждать. Очень быстро теряют интерес. Чтобы заинтересовать и удержать их внимание сообщение нужно составить в течение 8 секунд. 5. Деятельность ребенка в режиме многозадачности так же накладывает отпечаток на процесс обучения в школе. Они не могут сосредоточиться на чем-то одном. Их одновременную занятость несколькими делами, учитель часто расценивает как невнимательность и стремление ребенка заняться посторонними делами. 6. При работе с ними нужно использовать вознаграждение, которое будет меняться в соответствие с меняющимися ожиданиями и требованиями.
Слайд 12
7. 40 минутный школьный урок современные дети переносят с трудом. Усталость и ослабление внимания наступает уже через 20 минут после начала занятия. 8. Школьники не воспринимают ответы не на их вопросы. Они выбирают то, что им интересно. То, что их не интересует – проходит мимо. 9. Тем не менее, сегодня, если у школьника есть мотив и желание что-то узнать, он может освоить намного больше, чем прежде это могли бы сделать даже взрослые поди, и уйти далеко вперед своих учителей. Поэтому необходимо формировать внутреннюю мотивацию к учебной деятельности, используя их особенности восприятия информации.
Слайд 13
На основе этих принципов было создано методическое пособие для родителей, позволяющее формировать у ребенка такую ценностно-ориентационную сферу, которая наполняет смыслом процесс обучения и выступает естественной мотивацией к получению знаний.
Слайд 14
Цель пособия: изменить способ общения родителя с ребенком - от прямого контроля и наставлений на эффективное влияние через образные сообщения и игру. Пособие предназначено для совместного времяпрепровождения с детьми. Содержание:
1. Мотивирующие к учебе убеждения "Просто о главном". 2. Афоризмы на тему значимости чтения и образования. 3. Афоризмы на тему "Компьютерная зависимость".
4. Пословицы и поговорки об ответственности и лени. 5. Притчи о важности получения знаний. 6. Картинки-напоминалки для распечатки с "умными мыслями" (крепятся на стену). 7. Игры на развитие основных психических функций.
Слайд 15
Учитывая особенности современной жизни семьи (дефицит свободного времени родителей, их хроническую усталость и т.д.), в пособии предлагается всего лишь3 действия, совершая которые родитель может при минимуме усилий добиться максимального положительного результата в поведении ребенка.
Вот что нужно делать родителю?
распечатать «крылатые выражения», представленные в первых четырех разделах пособия, и повесить на стену, чтобы они создавали немую развивающую среду для ребенка. читать ребенку по 1 притче в день. играть каждый день в одну из представленных игр.
Слайд 16
Действие 1.Вот такие картинки с высказываниями можно распечатывать или помещать на свой рабочий стол компьютера
Слайд 17
Слайд 18
Можно написать такие выражения:
Сделай сегодня сколько сможешь и завтра ты сможешь сделать еще больше.
Учеба - твой путь к величию Органами зрения в бизнесе являются не глаза, а знания.
Компьютеp никогда не заменит человека
Даже лучший геймер рискует проиграть свою жизнь.
Знание – сила
Слайд 19
Действие 2Чтение или рассказ ребенку историй о ценности знаний Многих выдающихся людей объединяет то, что их родители не нагружали своих детей нудной зубрежкой,а рассказывали им сказки: «Арина Родионовна рассказывала маленькому Саше сказки. В 7 лет Пушкин написал первую поэму» «Папа Архимеда,будучи астрономом, рассказывал своему сыну истории о далеких звездах» Ш. Амонашвили, А Маниченко в своих книгах описывают метод воспитания сказкой как прочный фундамент успеха во взрослой жизни .В результате такого воспитания у ребенка формируется внутренний стержень - характер и сила воли, правильные ценности, необходимые для успешной учебы и саморазвития.
Слайд 20
Действие 3.Игра как средство развития высших функций мозга у детей. Мозг ребенка в младших классах очень восприимчив к обучению через игру. В данном пособии представлены варианты игр на развитие всех психических процессов, необходимых для успешного освоения школьного материала: внимание, память, речь, пространственные и временные представления,логическое мышление, воображение, контроль над движениямии эмпатия .
Слайд 21
Выводы: 1. Родителям и педагогам в процессе воспитания и обучения ребенка необходимо учитывать психологические особенности современных детей. 2. Компьютер следует использовать в благих намерениях. С помощью языка МЕМ и сказкотерапии необходимо транслировать детям ценности трудолюбия и успеха, мотивировать их на учебу и вдохновлять на достижения. 3. Включение родителей в процесс формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников требует популяризации и системного внедрения в практику школьного психолога.
Слайд 22
Благодарю за внимание!
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: