Презентация - Готовность ребенка к обучению в школе
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
«Готовность ребенка к обучению в школе»
(консультация для родителей будущих первоклассников)
педагог-психолог МДОУ «ЦРР- д/с № 160» г. Магнитогорска
Кравец Елена Ивановна
Слайд 2
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первокласснику в российских школах согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.
Слайд 3
Окружающий мир:
- Знать своё имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города , название страны и столицы.
- Знать названия профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий
- Называть группы предметов обобщающим словом.
- Знать основные правила дорожного движения.
- Знать последовательность времён года, частей суток, дней недели, месяцев.
- Различать и называть деревья, кустарники по листьям, плодам.
- Знать несколько зимующих и перелётных птиц.
Слайд 4
Развитие речи
- Правильно произносить звуки.
- Употреблять в речи простые и сложные предложения.
- Пользоваться прямой и косвенной речью.
- Поддерживать непринуждённую беседу.
- Составлять небольшие рассказы о предмете, картине.
- Уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.
- Уметь определять место нужного звука в слове.
Слайд 5
Математика
- Уметь считать в пределах 10.
- Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
- Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого.
- Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого.
- Сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соотношения между ними.
- Уравнивать число предметов двумя способами.
- Различать форму предметов.
- Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
- Ориентироваться на листе бумаги.
Слайд 6
Внимание - Уметь находить одинаковые предметы.
- Находить 5-6 отличий между предметами.
- Выполнять задания, не отвлекаясь 15 минут.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Копировать в точности узор или движение.
- Выполнять задания по предложенному образцу.
Слайд 7
Память
- Уметь запоминать не менее 7-8 слов предметов, слов.
- Уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки.
- Пересказывать близко к тексту рассказы и сказки.
- Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
- Запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов.
- Рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности.
Слайд 8
Мышление
- Классифицировать предметы в группы по определённым признакам.
- Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
- Находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
- Решать простые логические задачи.
- Выстраивать логический ряд из фигур.
Слайд 9
Мелкая моторика
- Правильно держать и свободно владеть карандашом, авторучкой и кистью.
- Штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры в заданном направлении.
- Ориентироваться в тетради в клетку и в линию.
- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
- Уметь копировать простейшие рисунки.
- Уметь по образцу писать элементарные элементы букв.
Слайд 10
Общий кругозор - знать не только свои имя и фамилию, но свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
- имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
- свой адрес – город, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
- страну, в которой живет, и ее столицу;
- основные достопримечательности своего города;
- основные цвета и их оттенки;
- части тела человека;
- предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
- профессии, виды спорта;
- виды наземного, водного, воздушного транспорта;
- известные русские народные сказки;
- великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения. Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.
Слайд 11
Подготовка к освоению грамоты
- выделять определенный звук в слове интонацией;
- определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани»);
- произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
- называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
- различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
- знать разницу между гласными и согласными звуками;
- называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
- понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
- сказать несколько предложений о заданном предмете;
- составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
- различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
- заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
- отгадывать загадки.
Слайд 12
Что еще должен уметь будущий первоклассник?
Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.
Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:
- Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
- Действовать по образцу.
- Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
- Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
- Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
- Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
- Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
- Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
- Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
- Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте»)прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
Слайд 13
Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС ?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Эмоционально отзывчивый Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Слайд 14
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Слайд 15
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Слайд 16
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Слайд 17
Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это в форме игры и без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: