Презентация - Компетентностный подход к обучению младших школьников

24
просмотра
Презентации / Педагогика / Компетентностный подход к обучению младших школьников

Текст этой презентации

Слайд 1

Компетентностный подход к обучению младших школьников Методические рекомендации для учителей начальных классов

Слайд 2

Организация учебной деятельности на уроке в рамках компетентностного подхода Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Слайд 3

Компетентностный подход Компетентность это характеристика успешной деятельности в определенной области, ситуации Компетентность интегральное свойство, характеристика личности Компетентность включает когнитивную, этическую, социальную составляющую Компетентность сумма умений, умноженная на морально- волевые качества человека, его мотивацию и стремление

Слайд 4

Компетенция наперед заданное требование к образовательной подготовке учащихся компетенции ключевые предметные профессиональные

Слайд 5

Ключевые компетенции Познавательно-информационная Социально-трудовая Коммуникативная В сфере личностного самоопределения

Слайд 6

Различие подходов Знаниевый Компетент-ностны подход й подход Личностных Основной путь для результатов можно достижения достичь за счет личностных приобретения результатов необходимых знаний получение самостоятельного опыта решения проблем

Слайд 7

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Повышение интереса к учебному материалу. Повышение уровня самостоятельности. Повышение уровня творческой активности.

Слайд 8

Структура урока Введение Повторение Работа над новым материалом Закрепление, тренинг, введение нового в систему ранее изученного Итог

Слайд 9

Повышение интереса к учебному материалу

Слайд 10

Отработать Найти навыки клад устного счета Всегда ли нужно находить к уроку привлекательную цель и произносить ее вслух?

Слайд 11

Стимулирование внимания посредством изложения необычных фактов Как добиться того, чтобы удерживать интерес к теме в течение длительного отрезка времени? Речь учителя на уроке естествознания (тема «Вода»): «Однажды в одной африканской школе ребятам читали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

Слайд 12

Приемы: Отсроченная догадка: На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном, - говорит учитель. Как вы думаете, о каком? Нет, это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожение многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное - (дети узнают об этом на следующем уроке) Фантастическая добавка: Как бы вы повели себя, окажись на месте героев басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»? Или: предположим, что из-за повышения температуры птицы не будут улетать в теплые края в теплые края, а медведи и другие звери не будут впадать в спячку. Как это скажется на равновесии в природе?

Слайд 13

Сочетание репродуктивных вопросов по теме с расширяющими и развивающими вопросами Дети знакомятся с сезонными изменениями в природе: Не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают. Растения роняют листья осенью, потому что к зиме готовятся. Листьям надо много влаги, а вода в почве зимой замерзает, и корни не могут ее выкачать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Именно в это время в листе вырастает особая пробковая перегородка. Подует ветер, волоконца оборвутся, и лист слетит с ветки. Но рвутся волоконца и от удара капли дождя, и под тяжестью самого листа. Репродуктивные вопросы: Как деревья готовятся к зиме? Что является причиной листопада? Как происходит листопад? Расширяющие вопросы: Есть ли ранки на ветках от опавших листьев? Почему зимой листья только повредили бы дереву? Развивающие вопросы: Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? Почему? Бывает ли листопад у хвойных деревьев? У каких деревьев осенью бывает не только листопад? Как готовятся к зиме другие растения? Животные?

Слайд 14

Повышение уровня самостоятельности учащихся

Слайд 15

Намеренное включение в содержание уроков материала, содержащего ошибки Цель развитие и активизация внимания, критического мышления, формирование мгновенной реакции на ошибки. Сначала ученики специально предупреждаются об этом, им можно даже подсказывать «опасные места» мимикой или жестом. Дети ищут ошибку индивидуально или в группах. Не получится ли так, что дети запомнят ошибку и будут повторять ее?

Слайд 16

Приемы повторения на уроке Составление вопросов по теме. Авторский опорный конспект. Повторение с расширением. Повторение с контролем. Свои примеры. Пересечение тем.

Слайд 17

Повышение уровня творческой активности на уроке

Слайд 18

Приемы Мозговой штурм. Игры-тренинги: «да-нет» (задумывается предмет, правило и т.д.), использование случайного выбора (следует за этапом «накопления знаний и умений»), игра «точка зрения». Подготовка сообщений. Выполнение творческих домашних заданий (например, сочинение по тексту «сделай наоборот»), составление кроссвордов и т. д.

Слайд 19

Значимый фактор результативности образовательной деятельности Цели школьного образования, с точки зрения компетентностного подхода, заключаются в следующем: Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

Слайд 20

Школа саморазвития Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали запуск механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. психолог П. Ф. Каптерев

Слайд 21

Портфолио Это слово в переводе с итальянского означает папка с документами , папка специалиста . В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов. Первый тип портфолио — это папка достижений , направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.). Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции.

Слайд 22

Подведем итоги создать все перечисленные условия— дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.