Презентация - Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий

3,047
просмотров
Презентации / Педагогика / Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий

Текст этой презентации

Слайд 1

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 1


Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий
Шайдурова Валентина Федоровна Учитель английского языка ГБОУ «Школа №106» Санкт-Петербург 2016

Слайд 2

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 2

Особенности метапредметного подхода
В рамках метапредметного подхода подразумевается, что существуют обобщенные системы понятий и учебных действий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Слайд 3

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 3

Метапредметные результаты
1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Слайд 4

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 4

Метапредметные результаты
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;

Слайд 5

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 5

Метапредметные результаты

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Слайд 6

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 6

Проблемы современного этапа обучения

Слайд 7

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 7

- Определение и понятие - Рисунок и схема - Знание и информация - Цель и задача - Роль и позиция - Модель и способ - Содержание и форма - Знание и незнание - Порядок и хаос - Изменение и развитие - Простое и сложное
Примеры метапредметных категорий

Слайд 8

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 8

- Анализ и синтез - Обобщение - Сравнение - Целеполагание - Планирование - Коррекция - Контроль - Оценка и самооценка - Конспектирование - Коммуникация как взаимодействие
Примеры метапредметных учебных действий

Слайд 9

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 9

Метапредметная образовательная среда в школе
- Образовательный процесс - Методическая служба - Кабинетная система - Учебный план - Планирование учебного курса - Расписание

Слайд 10

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 10

- Метапредметная олимпиада - Неделя метапредметного осознания -Дискуссия с метапредметными комментарими - Коллективная игра в мыслительный эксперимент - Учебное занятие с рефлексивными остановками - «Метапредметный урок»
Методические формы, технологии, методы и приемы

Слайд 11

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 11

Формирование коммуникативных действий учета позиции собеседника (партнера) в процессе учебной деятельности на уроке. Формирование действий по организации и осуществлению сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках
Цели типовых метапредметных заданий

Слайд 12

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 12

Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнера), и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению (коммуникативная рефлексия). Возраст: 10-15 лет Учебные дисциплины: гуманитарные и естественно-научные Форма выполнения задания: работа в парах и в группах. Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Материал: карточки с текстом задания. Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы.
Задание «Кто прав?»

Слайд 13

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 13

Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Возраст: 10-15 лет. Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др. Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3-4 человека. Материал: листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров). Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме. Инструкция: учащиеся знакомятся с … (название произведения или изучаемой темы). Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказыватся об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.
Задание «Совместное рисование»

Слайд 14

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 14

- «Поиск информации в Интернете» - «Оценка Интернет-ресурсов» - «Интернет-дневник» - «Любимые сайты» - «Выбор транспорта» - «Словарная работа» - «Статья в Википедии» - «Планирование дня» - «Мое путешествие» - «Экскурсия в виртуальный музей» - «Оцениваем свою работу» - «Интернет-дискуссия» - «Совместная работа онлайн»
Задания с использованием сети Интернет

Слайд 15

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 15

- Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла – создание осмысленного общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения); - Умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т.д. - Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: как на них реагируют; - Взаимопомощь по ходу рисования; - Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнера работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнеры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.)
Критерии оценивания

Слайд 16

Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий, слайд 16

Источники
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/718464 - http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/910066/ https://openedu.ru/ А.М. Голдин . «Образование 2.0: модный термин или новое содержание?»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Распоряжение правительства РФ от 7 сентября 2010 «План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы.»
О.Е. Лебедев. «Проблемы формирования дидактической системы «Школы ступеней»