Презентация - Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Метапредметный подход и формирование универсальных учебных действий
Шайдурова Валентина Федоровна
Учитель английского языка
ГБОУ «Школа №106»
Санкт-Петербург
2016
Слайд 2
Особенности метапредметного подхода
В рамках метапредметного подхода подразумевается, что существуют обобщенные системы понятий и учебных действий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Слайд 3
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Слайд 4
Метапредметные результаты
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;
Слайд 5
Метапредметные результаты
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Слайд 6
Проблемы современного этапа обучения
Слайд 7
- Определение и понятие
- Рисунок и схема
- Знание и информация
- Цель и задача - Роль и позиция
- Модель и способ
- Содержание и форма - Знание и незнание
- Порядок и хаос
- Изменение и развитие
- Простое и сложное
Примеры метапредметных категорий
Слайд 8
- Анализ и синтез
- Обобщение
- Сравнение
- Целеполагание
- Планирование
- Коррекция
- Контроль
- Оценка и самооценка
- Конспектирование
- Коммуникация как взаимодействие
Примеры метапредметных учебных действий
Слайд 9
Метапредметная образовательная среда в школе
- Образовательный процесс
- Методическая служба
- Кабинетная система
- Учебный план
- Планирование учебного курса
- Расписание
Слайд 10
- Метапредметная олимпиада
- Неделя метапредметного осознания
-Дискуссия с метапредметными комментарими
- Коллективная игра в мыслительный эксперимент
- Учебное занятие с рефлексивными остановками
- «Метапредметный урок»
Методические формы, технологии, методы и приемы
Слайд 11
Формирование коммуникативных действий учета позиции собеседника (партнера) в процессе учебной деятельности на уроке.
Формирование действий по организации и осуществлению сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках
Цели типовыхметапредметных заданий
Слайд 12
Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнера), и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению (коммуникативная рефлексия). Возраст: 10-15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные и естественно-научные Форма выполнения задания: работа в парах и в группах. Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Материал: карточки с текстом задания. Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы.
Задание «Кто прав?»
Слайд 13
Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Возраст: 10-15 лет.
Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3-4 человека. Материал: листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров).
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.
Инструкция: учащиеся знакомятся с … (название произведения или изучаемой темы). Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказыватся об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.
Задание «Совместное рисование»
Слайд 14
- «Поиск информации в Интернете»
- «Оценка Интернет-ресурсов»
- «Интернет-дневник»
- «Любимые сайты»
- «Выбор транспорта» - «Словарная работа»
- «Статья в Википедии»
- «Планирование дня»
- «Мое путешествие»
- «Экскурсия в виртуальный музей»
- «Оцениваем свою работу»
- «Интернет-дискуссия»
- «Совместная работа онлайн»
Задания с использованием сети Интернет
Слайд 15
- Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла – создание осмысленного общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения); - Умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т.д. - Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: как на них реагируют; - Взаимопомощь по ходу рисования; - Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнера работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнеры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.)
Критерии оценивания
Слайд 16
Источники
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/718464 - http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/910066/ https://openedu.ru/ А.М. Голдин . «Образование 2.0: модный термин или новое содержание?»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Распоряжение правительства РФ от 7 сентября 2010 «План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы.»
О.Е. Лебедев. «Проблемы формирования дидактической системы «Школы ступеней»
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: