Презентация - Методы обучения
просмотра
Текст этой презентации
Слайд 1
Методы обучения
Слайд 2
План
Анализ подходов к определению понятия «методы обучения». Взаимосвязь приема и метода обучения
Подходы к классификации методов обучения
Традиционные методы обучения
Инновационные методы обучения
Слайд 3
Существует несколько подходов к определению понятия «метод обучения»
Метод обучения – это…
– это способ педагогически целесообразной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. (В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев)
- способ работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков.
(М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
— это способ взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский).
— это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся (И. Ф. Харламов).
— это способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. (Л.П. Крившенко)
Слайд 4
Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: Обучающая 2. Развивающая 3. Воспитывающая 4. Мотивационная (выступают как средство побуждения к учению) 5.Контрольно-коррекционная (диагностика и управление процессом обучения учеников)
Слайд 5
Взаимосвязь приема и метода обучения
- Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». - Отдельные приемы могут входить в состав различных методов - Один и тот же способ в одном случае выступает как самостоятельный метод, в другом – как прием обучения Прием и метод могут меняться местами Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.
Слайд 6
Существуют различные подходы к классификации методов обучения.
Перцептивный подход (Н.М.Верзилин, Е.И. Петровский)
за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия Методы обучения
Словесные методы
Наглядные методы
Практические методы
(источником информации выступает устное или печатное слово)
рассказ объяснение -беседа
дискуссия, лекция работа с книгой
(источником информации являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
метод демонстраций метод иллюстраций
(предназначены для формирования практических умений и навыков)
упражнения практические и лабораторные работы
Слайд 7
Управленческий подход (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). имеет своим основанием дидактические цели, решаемые на том или ином этапе обучения. Методы обучения:
- приобретения новых знаний - формирования умений и навыков - применения знаний - закрепления и проверки знаний, умений и навыков
Слайд 8
Гностический подход (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) основанием является характер познавательной деятельности учащихся
Методы обучения
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный)
(преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
Репродуктивный метод
(учитель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по его заданию)
Метод проблемного изложения
(учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания)
Частично-поисковый (эвристический) метод
(учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь поэлементно)
Исследовательский метод
(учитель вместе с учащимися формулирует проблему, а они самостоятельно ее разрешают)
Слайд 9
Субъектно-объектный подход (Е.Я. Голант) основан на уровне активности учащихся в процессе обучения
Методы обучения
Пассивные
- рассказ - лекция, объяснение экскурсия демонстрация наблюдение
Активные
- лабораторный метод
- практический метод
- работа с книгой
Слайд 10
Бинарный подход (М.И. Махмутов) основан на сочетании способов деятельности преподавателей и учащихся
Методы обучения
Методы преподавания
- информационно-сообщающие - объяснительные - инструктивно-практические
- объяснительно-побуждающие
- побуждающие
Методы учения
- исполнительные
- репродуктивные
- продуктивно-практические
- частично-поисковые - поисковые
Слайд 11
Логический подход (А.Н. Алексюк) предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися Методы обучения:
- индуктивные (от частных случаев, примеров, фактов – к обобщениям и выводам) - дедуктивные (от выводов, обобщений – к примерам, частным случаям, отдельным фактам)
Слайд 12
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
- словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация);
- практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
- логические, (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
- гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
Методы стимулирования и мотивации учения
- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
Методы контроля и самоконтроля в обучении
- методы устного контроля (индивидуальный, групповой опрос, устный зачет, экзамен)
- методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, письменные зачеты, и др.)
- методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы);
- методы самоконтроля
Целостный подход (Ю.К. Бабанский)
Слайд 13
Традиционные методы обучения Эти методы выработаны в многовековой педагогической практике и являются основой организации и осуществления процесса обучения
Выделяют следующие традиционные методы обучения:
- Рассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение)
- Объяснение
- Беседа (вводная, беседа-сообщение новых знаний, сократические эвристическая, закрепляющая, контрольно-коррекционная беседа)
- Лекция (информационные, проблемные, вводные, обзорные, эпизодические)
- Учебная дискуссия
- Работа с учебником и книгой (конспектирование, тезирование, реферирование, составление плана текста, цитирование и тд.)
- Демонстрация (показ)
- Метод иллюстраций
- Упражнение (устные, письменные, графические, учебно-трудовые упражнения, вводные, основные, тренировочные и тд.)
- Лабораторная работа
- Практическая работа
Слайд 14
Инновационные методы обучения
Имеют следующие особенности: - «вынужденная активность» учащихся - принудительная активизацию мышления и деятельности - повышение эмоциональной включенности учащихся - творческий характер занятий
- обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой и учителем
- формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения
Слайд 15
Активные методы обучения —методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят - дидактические игры, - анализ конкретных ситуаций,
- решение проблемных задач, - обучение по алгоритму, - мозговую атаку, - внеконтекстные операции с понятиями.
Интенсивные методы обучения используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.
Виды инновационных методов обучения
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: