Презентация - Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников в природе в соответствии ФГОС ДО
просмотра
Текст этой презентации
Слайд 1
Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников в природе в соответствии с ФГОС ДО
Коновалова А. В.,
старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Жемчужинка».
Слайд 2
«Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах». Ян Амос Коменский
Слайд 3
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддъяков, 1995). ФГОС ДО призывает обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Метод экспериментирования близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Актуальность применения экспериментов
Слайд 4
Основные понятия
«Эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».
Эксперимент — это:
«научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; вообще опыт, попытка осуществить что-либо». (Современный словарь иностранных слов).
Эксперимент ... чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова — опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.. (Советский энциклопедический словарь, 1997).
Слайд 5
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА экспериментально-исследовательской деятельности:
Слайд 6
Способствует формированию интегративных качеств:
Слайд 7
Обеспечивает интеграцию образовательных областей и направлений:
Слайд 8
Развивает:
Слайд 9
виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову)
Слайд 10
Основной целью экспериментально- исследовательской деятельности являетсяразвитие свободной творческой личности ребенка
Задачи развития
Слайд 11
Принципы составления экспериментов:
Слайд 12
Содержание экспериментально-исследовательской деятельности реализуется в следующих блоках педагогического процесса
Слайд 13
Классификация детского эксперименти
рования
Классификация детского эксперименти
рования
Слайд 14
Особенности организации детского экспериментирования в природе
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Дети во время работы должны общаться друг с другом и проговаривать свои действия вслух.
Эксперименты не должны становиться самоцелью. Важно всегда помнить, что это способ ознакомления с миром, поэтому нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением.
Воспитатель должен учитывать индивидуальные различия детей в темпе работы и утомляемости. Если ребенок устал, его нужно переключить на другой вид деятельности.
Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку. Нужно учитывать возрастные особенности детей (у каждой формы есть нижний возрастной предел, но нет верхнего).
Слайд 15
Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
Организация исследования.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности воспитателя с детьми
Слайд 16
Наблюдения и рассматривание.
Прогулки, экскурсии, путешествия . Вопросы проблемного характера
Эвристические беседы. Трудовая деятельность.
Создание проблемных ситуаций, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .
Действия с измерительными приборами, лупой, магнитом, окраска и переливание жидкостей.
Использование литературы познавательной направленности.
Дидактические игры.
Моделирование. Опыты и эксперименты.
Фиксация результатов.
Методы и приемы
Слайд 17
Создание условий для экспериментирования (исследовательские центры)
Слайд 18
Мероприятия по внедрению экспериментально-исследовательской деятельности деятельности
Консультация по организации предметной среды для проведения экспериментально- исследовательской деятельности.
Конкурс на лучшее оформление уголка.
Семинар-практикум «Путешествие утенка, или жизнь за забором птичьего двора».
Кружковая работа.
Проектная деятельность.
Отчеты воспитателей по проектам.
Слайд 19
Модель взаимодействия педагога с родителями
Слайд 20
Заключение
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е.Тимирязев
Слайд 21
Литература в помощьКниги издательства «Речь», Санкт-Петербург
Слайд 22
Шапиро А.И.
«Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха»
«Секреты знакомых предметов. Бумага»
«Секреты знакомых предметов. Зеркало»
«Секреты знакомых предметов. Гвоздик»
«Секреты знакомых предметов. Лужа»
«Секреты знакомых предметов. Нитка. Верёвка. Канат»
«Секреты знакомых предметов. Свеча»
«Знания привыкли передавать ребёнку в основном через глаза и уши. Автор этих книг стремится к тому, чтобы они приходили и через руки, через деятельность, а тем самым мы смогли бы подарить ребёнку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя».
Слайд 23
О.В. Дыбина
«Неизведанное рядом»
«Ребенок в мире поиска»
«Из чего сделаны предметы»
«Я узнаю мир»
Слайд 24
Спасибо за внимание!
Творческих Вам успехов!
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: