Презентация - Основные аспекты создания и реализации рабочей программы по предмету, курсу основного общего образования в контексте ФГОС
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Основные аспекты создания и реализации рабочей программы по предмету, курсу основного общего образования в контексте ФГОС.
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Ефимова Г.П. зам. директора по УВР
МБОУ «ЦО № 22 – Лицей искусств»
Слайд 2
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
п.1. ст.48
Педагогические работники обязаны:
Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса … в соответствии с утвержденной рабочей программой Регламентируется «Положением о рабочей программе учебного курса» и Приказом руководителя ОУ об утверждении рабочей программы учебного курса
Слайд 3
Приказы Министерства образования и науки РФ
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрированный Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682, «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (утверждается ежегодно).
Слайд 4
Единый квалификационный справочник ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 N 593
Руководитель образовательного учреждения: «… Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию … образовательной программы образовательного учреждения …» Учитель: «планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ».
Слайд 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету;
индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта;
средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
Слайд 6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Исходные документы для составления рабочих программ:
Закон «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Слайд 7
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Наличие признаков нормативного документа.
Учет основных положений образовательной программы образовательной учреждения.
Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
Системность и целостность содержания образования.
Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; Определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Слайд 8
ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся
Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в конкретном учебном году
Слайд 9
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
составляются на основе:
а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;
в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам).
Слайд 10
10.03.2017
Логинова Н.В. МБОУ «СОШ №16»
10
Слайд 11
составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее образование) с последующей корректировкой.
может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в образовательном учреждении, или индивидуальной.
является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Слайд 12
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Законом не определены требования к рабочей программе
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе стандарта.
Слайд 13
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
определяется Положением о рабочей программе учителя образовательного учреждения на основе следующих подходов:
структура рабочей программы может соответствовать структуре примерной образовательной программы по учебному предмету;
рабочая программа, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и представленная учебно-методическими комплексами, может использоваться без изменений;
образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру рабочей программы учителя для всех работников школы;
образовательное учреждение в локальном акте может предоставить право учителю определиться со структурой рабочей программы.
Слайд 14
Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы
Составитель рабочей программы имеет право самостоятельно: а) раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной программе;
б) расширять содержание тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
б) вносить дополнительные темы (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
в) углублять содержание тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
г) изменять логику освоения содержания материала;
Слайд 15
Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы
д) уменьшать количество часов на изучение материала по предмету; е) распределять учебный материал по годам обучения;
ж) распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ;
з) конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
и) выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Слайд 16
Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы
Обязанности:
Составить рабочую программу в соответствии с Локальным актом ОУ (2 экземпляра).
Провести согласование и утверждение рабочей программы.
Заполнять прохождение тем в классном журнале в соответствии с рабочей программой.
10.03.2017
Логинова Н.В. МБОУ «СОШ №16»
16
Слайд 17
Права, обязанности и ответственность составителя рабочей программы
Ответственность:
Учитель несёт ответственность за реализацию в полном объёме рабочей программы, как в часах, так и в темах. Администрация ОУ несет ответственность за создание условий для реализации рабочей программы в полном объеме
10.03.2017
Логинова Н.В. МБОУ «СОШ №16»
17
Слайд 18
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
На основе требований ФГОС рабочая программа должна иметь обязательные компоненты:
титульный лист;
пояснительная записка;
общая характеристика учебного предмета;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса с указанием планируемых результатов; календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении ФГОС ООО» п.18.2.2.
Слайд 19
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
письмом МОиН РФ от 28.10.2015г. № 08-1786
«О рабочих программах учебных предметов» основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса являются:
планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности ; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Слайд 20
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
письмом МОиН РФ от 28.10.2015г. № 08-1786
«О рабочих программах учебных предметов» программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
календарно-тематическое планирование.
Слайд 21
Элементы рабочей программы
1.Титульный лист:
полное наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);
гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
название учебного курса (в соответствии с учебным планом ООП);
указание параллели, на которой изучается программа;
фамилия, имя и отчество разработчика программы;
название города, населённого пункта;
год разработки программы.
10.03.2017
Логинова Н.В. МБОУ «СОШ №16»
21
Слайд 22
Текст пояснительной записки к Рабочей программе содержит: - название, автора и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
- обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки Рабочей программы, внесенных изменений;
- цели и задачи реализации учебного предмета;
- характеристику места учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
- характеристику особенностей контингента обучающихся, их образовательных запросов, возможностей и потребностей.
Пояснительная записка
Слайд 23
Данный раздел программе содержит: - механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся; планируемый уровень подготовки учащихся (выпускников) на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения; основные требованиям к знаниям и умениям, которыми должны овладеть обучающиеся после изучения темы и предмета целиком; обоснование возможностей учебного предмета в формировании и развитии универсальных учебных действия; решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся .
Планируемые предметные результаты усвоения учебного предмета
Слайд 24
Планируемые предметные результаты усвоения учебного предмета
№п/п Тема Планируемые предметные результаты
1 Обучающийся научится: распознавать:…; описывать:….; анализировать; составлять; решать задачи.
Обучающийся получит возможность научиться: использовать знания о …… в повседневной жизни для …; приводить примеры практического использования знаний.
10.03.2017
Логинова Н.В. МБОУ «СОШ №16»
24
Слайд 25
Содержание учебного предмета:
Тема Количество часов Форма организации учебных занятий Виды учебной деятельности обучающихся
Вектор
Понятие вектора. Равенство векторов. Угол между векторами. Координаты вектора. Сложение векторов. Вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. 15 Фронтальная беседа
Практикум Зачет Самостоятельная работа с учебником Практическая работа на построение векторов Решение задач
10.03.2017
Логинова Н.В. МБОУ «СОШ №16»
25
Слайд 26
Виды учебной деятельности учащихся
А. деятельность, основная цель которой приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
1. Работа с учебником.
2. Работа с дополнительной литературой.
3. Наблюдение.
4. Опыты.
5. Работа с раздаточным материалом.
6. Вывод формул.
7. Изучение устройства, принципы действия прибора.
10.03.2017
Логинова Н.В. МБОУ «СОШ №16»
26
Слайд 27
Виды учебной деятельности учащихся
Б. деятельность, основная цель которой совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
1. Решение задач:
а) вычислительных, с абстрактным содержанием;
б) качественных;
в) экспериментальных;
г) с производственно-техническим содержанием.
2. Придумывание примеров на новые законы, правила.
3. Выполнение заданий по классификации.
10.03.2017
Логинова Н.В. МБОУ «СОШ №16»
27
Слайд 28
Виды учебной деятельности учащихся
В. деятельность, основная цель которой формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
1. Решение задач.
Вычерчивание схем, графиков и их анализ.
3. Выявление ошибок.
4. Измерение физических, математических величин
10.03.2017
Логинова Н.В. МБОУ «СОШ №16»
28
Слайд 29
Виды учебной деятельности учащихся
Г. деятельность, основная цель которой развитие творческих способностей у учащихся.
1. Подготовка докладов и рефератов.
2. Построение гипотезы.
3. Выполнение опытов с элементами исследований.
4. Составление задач.
5. Решение задач с неполными данными.
6. Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»
10.03.2017
Логинова Н.В. МБОУ «СОШ №16»
29
Слайд 30
Рассматриваются на заседаниях методического объединения учителей на предмет их соответствия требованиям ФГОС. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на первой странице рабочей программы (слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.
Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям ФГОС. На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по учебной работе (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
После согласования Рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
Сроки и порядок рассмотрения
рабочих программ
Слайд 31
1. Изучение нормативной базы образовательной деятельности педагога общеобразовательного учреждения (см. http://www.standart.edu.ru) 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения
4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования (см. ФГОС начального общего образования, http://www.standart.edu.ru )
5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся
Этапы составления рабочей программы
Слайд 32
6. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной Авторской программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения 7. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения 8. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения 9. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 8)
Этапы составления рабочей программы
Слайд 33
10. Структурировать содержание учебного материала предмета, курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой 11. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы 12. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса 13. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре 14. Экспертиза Рабочей программы: -рассмотрение рабочей программы на заседании методического объединения;
-согласование рабочей программы зам. директора по учебной работе;
-утверждение рабочей программы директором общеобразовательного учреждения.
Этапы составления рабочей программы
Слайд 34
Всем удачи.
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: