Презентация - Проектная деятельность школьников

25
просмотров
Презентации / Педагогика / Проектная деятельность школьников

Текст этой презентации

Слайд 1

Проектная деятельность школьников Анализ особенностей проектной деятельности как особой формы учебной работы 1

Слайд 2

Развиваю аю щий потен ен ци ци ал ал проектной деятел еятел ьности: Единство замы замы сла и сла и ре ре ализации ии 1. Проект: замысел реализация продукт Точка развития способность удерживать связь исходной идеи и ее воплощения. Именно на этой основе преодолевается «магическое сознание», формируются и развиваются умения выбирать стратегии и принимать решения, умения совершать ответственные действия, умения управлять временем и др. Педагогические следствия: Формы и приёмы: расширение возможностей для выбора Задача: удержать и от проекты разной степени трудности необос-нованного проекты разной продолжительности конкретизация тематики 2 фантазирования, и от ухода в соисполнительство в «масштабном» простое исполни-тельство (например, общешкольном) проекте

Слайд 3

Оценка к а к ачества н а н ачал чал ьног ог о обра обра зован ан ия: сп сп особность выдвинуть ть собств ств енную и и дею 3

Слайд 4

Оценка к а к ачества н а н ачал чал ьног ог о обра обра зован ан ия: способность удер ер живать з з амысел в ходе р е еал реал изац ац ии 4

Слайд 5

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 1 5

Слайд 6

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 2 По результатам работы подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие: заголовок к вашему плану помощи; выделенные вами проблемы первоклассников (не более трёх); план помощи по каждой из выделенных вами проблем; иллюстрации или отрывки из стихотворений к выделенным вами проблемам или к вашему плану (можно подобрать готовые, а можно нарисовать самим) 6

Слайд 7

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 3 Познавательный проект Что мы знаем о Земле 11% 50% 7

Слайд 8

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 3 Конструкторский проект Детская площадка 10% 60% 8

Слайд 9

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 3 Социальный проект Помоги будущему 44% первокласснику 41% 13% 9

Слайд 10

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 3 Исследовательский проект. Опрос Как мы проводим свободное время 36% 10 45%

Слайд 11

Развиваю аю щий потен ен ци ци ал ал проектной деятел еятел ьности: Управ прав ление времен емен ем 2. Четыре времени проекта. Точка развития: Управление временем: умение строить искусственное время ЗАПУСК 1 ФИНИШ осознание временного 3 интервала время обратный конкретного 2 отсчет действия 4 реальное время

Слайд 12

Разв зв ивающий потен тен циал про ро ектн ектн ой ой д д еятельност ст и: Упр п ав рав ление в е в ременем Педагогические задачи и возможные решения Задача: научить видеть, соотносить, отслеживать все виды времени, управлять ими Формы и приемы: обязательное (лучше негласное) управление проектом учителем: фиксированное время «промежуточных финишей» консультаций, обсуждений, предзащит и т.п. постепенно нарастающая продолжительность проекта (от одного-двух дней, до 1-го месяца, четверти, полугодия) «обозримое» время проекта, его материализация Важно помнить: полностью самостоятельные ученические проекты невозможны!

Слайд 13

Оценка к а к ачества н а н ачал чал ьног ог о обра обра зован ан ия: умение управлят ят ь в в ременем (примеры)

Слайд 14

Развиваю аю щий потен ен ци ци ал ал проектной деятел еятел ьности: Воз Воз можность для само само выражения 3. Продукт проекта изменение ситуации Ученический проект: изменение самого автора, возможность увидеть себя в «продукте» Точка развития самовыражение Именно на этой основе формируется и развивается идентичность, способность к самоопределению (кто Я?), самотождественность. Временная: преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего 14 Социально-ролевая: и самотождественность, и адекватность ситуации

Слайд 15

Развивающий п п отенциал проектной деятельности: Возможно жно сть сть для я само само выражени выр я ажения Педагогические задачи и возможные решения Задача: удержать и от предрешенности, и от принятия чужой идентичности, и от диффузии идентичности, и от рискованных самоиспытаний Формы и приемы: расширение возможностей для выбора и «проб» «пробы» в индивидуальных и групповых проектах «пробы» в исполнении различных ролей в групповой работе «пробы» различных социальных ролей (например, в «личностно» окрашенных проектах) «пробы» различных сфер человеческой деятельности (человек-человек, человек-знак, человек-природа, человек-техника, человек-образ) «пробы» в различных областях знаний, в т.ч. выполнение межпредметных проектов обязательность самооценки и рефлексии Важно помнить: презентации, выставки достижений, праздники и т.п. не должны подменять собой самооценку и рефлексию

Слайд 16

Развивающий п п отенциал проектной деятельности: Потенциально ьно ответств ств енная ситуация уация 4. Проект изначально потенциально ответственная ситуация. «ПОДПИСЬ»: признание авторства и принятие ответственности Точка развития способность к принятию ответственных решений и осуществлению ответственных действий Важно, в частности, помнить: подпись и ссылки на использованные источники (литературу, сайты, прецеденты и т.п.) обязательны. 16 Работы, содержащие плагиат, не рассматриваются и не оцениваются!

Слайд 17

Разв зв ивающий потен тен циал проектной ой дея ея тел тел ьности: Средства реализации изации : от т зада зада чи и к спо спо собу 5. Проект и средства его реализации. Ситуация проектирования вынуждает школьников идти не от способа к задаче, а ОТ ЗАДАЧИ К СПОСОБУ, т.е. выводит за рамки чисто учебных тренировочных ситуаций. Это необходимое условие субъективации (присвоения) собственных знаний. Точка развития поиск средств - основа способности становиться субъектами собственных знаний Важно помнить: проектное задание должно предполагать применение освоенных знаний и способов деятельности в новых, «непохожих» на обучающие, ситуациях (лучше максимально приближенных к реальным)

Слайд 18

Развивающий п п отенциал проек роек тн тн ой ой деятельности сти : Сотр тр уднич уднич еств ств о и ком ком мун у и ни кация ация 6. Проект и коммуникация: взаимодействие при общении коммуникация в ходе презентация 7. Проект и сотрудничество (групповые, парные проекты): принятие согласованных решений работа над общим продуктом разделение ответственности

Слайд 19

Анализ з з з аданий проектн тн ог ог о типа. Струк ук тура м ра м атериалов МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 1. Задание: контекст: мотивация, проектная идея, требование самостоятельное уточнить проектную идеи требования к содержанию и оформлению работы, советы по организации работы, примеры оформления 2. Лист планирования и продвижения 3. Лист самооценки 4. Ресурсы для выполнения проекта

Слайд 20

Анализ з з з аданий проектн тн ог ог о типа. Струк ук тура м ра м атериалов МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Инструменты для оценки результатов: карта наблюдений карта эксперта 2. Рекомендации для учителя 20

Слайд 21

Советы по ра ра зработке задан ан ий проектног ог о т о т ипа ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ 1. Возрастосообразность Содержание проектной деятельности должно поддерживать и инициировать формирование основных психологических новообразований данного периода возрастного развития 2. Целесообразность оценки Содержание проектной деятельности должно позволять использовать такую систему инструментов и критериев, которая отвечает задачами особенностям проектной формы работы

Слайд 22

Возр зр астосообразност ст ь со со держания: На На чальная шк я шк ола Сохранение, поддержка и развитие новообразований дошкольного периода: инициативность воображение свобода Овладение способами деятельности, развитие новых навыков: навыков постановки вопросов навыков чтения, письма, счета навыков работы с информацией ИКТ-навыков работы

Слайд 23

Возр зр астосообразност ст ь со со держания: На На чальная шк я шк ола Произвольность поведения, формирование способности к самоорганизации с целью решения учебных задач: как основа для отработки универсальных метапредметных и в первую очередь, регулятивных действий, в т.ч.: выстраивать последовательность собственных действий анализ задачи (условия, истории ) выявление ее предметной модели составление плана действий выявление аналогов примеров исполнительских действий контроль проверка адекватности совершенных действий требованиям задачи планировать время

Слайд 24

Возрас ас тосообразность ть содержан а ия ния : Основн овн ая ая школа личностное ое самоопределение Экспериментирование на любом материале, возможность осуществления свободных, нерегламетированных действий с учебным материалом, в т.ч. : анализ ситуации, задачи обнаружение новых проявлений (что будет, если ?) свободное высказывание собственной позиции организация результатов собственного эксперимента, анализа, обдумывания Свободное осмысление ситуаций (прежде всего общественного характера), возможность предложить: собственный способ понимания ситуации собственный выход из ситуации проблемного характера Применение имеющихся знаний и способов действий в ситуации эксперимента, анализа, поиска собственной точки зрения

Слайд 25

Целесообразн зн о и и спользовать разн зн ообразные проекты и зад ад ания проектного типа различные по сложности обязательные или альтернативные различные по полноте используемых средств (прежде всего, использование ИКТ) разные по продолжительности: на уроке (от 5 до 20 мин), на нескольких уроках, самостоятельное задание к следующему уроку, но не более недели

Слайд 26

Возр зр астосообразност ст ь со со держания: Ст Ст арша ша я школа ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ Самоопределение и самоорганизация с целью решения самостоятельно поставленной задачи (в рамках собственной желательно, самостоятельно выстроенной образовательной траектории), в т.ч. : анализ задачи (условия) и самостоятельная конкретизация цели поиск адекватных средств ее решения создание плана и программы реализация предзащита презентация, защита Опыт целесообразной и результативной деятельности Необходимость делать осознанный выбор

Слайд 27

Типология проектов: Множест ст венность осн сн ований Направленность содержания: для младших школьников, подростков или выпускников Сложность Обязательность или альтернативность Полнота используемых средств (прежде всего, использование ИКТ)

Слайд 28

Типология проектов: Множест ст венность осн сн ований Продолжительность краткосрочные: на уроке, к следующему уроку среднесрочные: от нескольких дней до месяца долгосрочные: от месяца до полугодия года пролонгированные (лонгитьюдные) НШ: ОШ: СШ: до месяца до недели четверти до года Фазы и промежуточные финиши разработка и защита проектной идеи период реализации с рабочими консультациями подготовка итогового продукта с рабочими консульта 28 циями предзащита презентация

Слайд 29

Типология проектов: Множест ст венность осн сн ований Иерархичность и масштабность свой собственный, в т.ч. итоговый самостоятельная часть общего проекта часть масштабного проекта (типа Праздник цивилизаций ) Руководство проектом 1 учитель педагог руководитель монопредметный (лингвистический, экономический ) внепредметный несколько педагогов межпредметный полипредметный комплексный (например, ЕГЭ) школьная команда

Слайд 30

Типология проектов: Множест ст венность осн сн ований Состав участников: численность индивидуальный групповой парный в малой группе (до 4-6 человек) в большой группе (до 10-12 человек) общеклассный (несколько малых групп или подгрупп не более 12 человек) общешкольный, разновозрастный открытый состав участников (типа WIKI) Состав участников: постоянство состава неизменяемый состав изменяемый состав ротируемый планируемый (на разные этапы) вынужденный

Слайд 31

Типология проектов: Множест ст венность осн сн ований Тип деятельности Информационно-познавательные Исследовательские (по ведущему методу познания): социальные (опрос) экспериментально-поисковые теоретические Прикладные (по типу производимого продукта): конструкторско-технологические (изделия, приборы, макеты, сайты, ) литературно-художественные (литературные произведения, инсценировки, мультфильмы, альбомы ) социальные (выставки, ярмарки, общественные обсуждения, благотворительные акции )