Презентация - Проектная деятельность школьников

2,274
просмотра
Презентации / Педагогика / Проектная деятельность школьников

Текст этой презентации

Слайд 1

Проектная деятельность школьников, слайд 1

Проектная деятельность школьников Анализ особенностей проектной деятельности как особой формы учебной работы 1

Слайд 2

Проектная деятельность школьников, слайд 2

Развиваю аю щий потен ен ци ци ал ал проектной деятел еятел ьности: Единство замы замы сла и сла и ре ре ализации ии 1. Проект: замысел реализация продукт Точка развития способность удерживать связь исходной идеи и ее воплощения. Именно на этой основе преодолевается «магическое сознание», формируются и развиваются умения выбирать стратегии и принимать решения, умения совершать ответственные действия, умения управлять временем и др. Педагогические следствия: Формы и приёмы: расширение возможностей для выбора Задача: удержать и от проекты разной степени трудности необос-нованного проекты разной продолжительности конкретизация тематики 2 фантазирования, и от ухода в соисполнительство в «масштабном» простое исполни-тельство (например, общешкольном) проекте

Слайд 3

Проектная деятельность школьников, слайд 3

Оценка к а к ачества н а н ачал чал ьног ог о обра обра зован ан ия: сп сп особность выдвинуть ть собств ств енную и и дею 3

Слайд 4

Проектная деятельность школьников, слайд 4

Оценка к а к ачества н а н ачал чал ьног ог о обра обра зован ан ия: способность удер ер живать з з амысел в ходе р е еал реал изац ац ии 4

Слайд 5

Проектная деятельность школьников, слайд 5

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 1 5

Слайд 6

Проектная деятельность школьников, слайд 6

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 2 По результатам работы подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие: заголовок к вашему плану помощи; выделенные вами проблемы первоклассников (не более трёх); план помощи по каждой из выделенных вами проблем; иллюстрации или отрывки из стихотворений к выделенным вами проблемам или к вашему плану (можно подобрать готовые, а можно нарисовать самим) 6

Слайд 7

Проектная деятельность школьников, слайд 7

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 3 Познавательный проект Что мы знаем о Земле 11% 50% 7

Слайд 8

Проектная деятельность школьников, слайд 8

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 3 Конструкторский проект Детская площадка 10% 60% 8

Слайд 9

Проектная деятельность школьников, слайд 9

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 3 Социальный проект Помоги будущему 44% первокласснику 41% 13% 9

Слайд 10

Проектная деятельность школьников, слайд 10

Способн собн ость в в ыдвинуть ть собственную и и дею и удерживать замысел сел проек ек та: при ри мер 3 Исследовательский проект. Опрос Как мы проводим свободное время 36% 10 45%

Слайд 11

Проектная деятельность школьников, слайд 11

Развиваю аю щий потен ен ци ци ал ал проектной деятел еятел ьности: Управ прав ление времен емен ем 2. Четыре времени проекта. Точка развития: Управление временем: умение строить искусственное время ЗАПУСК 1 ФИНИШ осознание временного 3 интервала время обратный конкретного 2 отсчет действия 4 реальное время

Слайд 12

Проектная деятельность школьников, слайд 12

Разв зв ивающий потен тен циал про ро ектн ектн ой ой д д еятельност ст и: Упр п ав рав ление в е в ременем Педагогические задачи и возможные решения Задача: научить видеть, соотносить, отслеживать все виды времени, управлять ими Формы и приемы: обязательное (лучше негласное) управление проектом учителем: фиксированное время «промежуточных финишей» консультаций, обсуждений, предзащит и т.п. постепенно нарастающая продолжительность проекта (от одного-двух дней, до 1-го месяца, четверти, полугодия) «обозримое» время проекта, его материализация Важно помнить: полностью самостоятельные ученические проекты невозможны!

Слайд 13

Проектная деятельность школьников, слайд 13

Оценка к а к ачества н а н ачал чал ьног ог о обра обра зован ан ия: умение управлят ят ь в в ременем (примеры)

Слайд 14

Проектная деятельность школьников, слайд 14

Развиваю аю щий потен ен ци ци ал ал проектной деятел еятел ьности: Воз Воз можность для само само выражения 3. Продукт проекта изменение ситуации Ученический проект: изменение самого автора, возможность увидеть себя в «продукте» Точка развития самовыражение Именно на этой основе формируется и развивается идентичность, способность к самоопределению (кто Я?), самотождественность. Временная: преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего 14 Социально-ролевая: и самотождественность, и адекватность ситуации

Слайд 15

Проектная деятельность школьников, слайд 15

Развивающий п п отенциал проектной деятельности: Возможно жно сть сть для я само само выражени выр я ажения Педагогические задачи и возможные решения Задача: удержать и от предрешенности, и от принятия чужой идентичности, и от диффузии идентичности, и от рискованных самоиспытаний Формы и приемы: расширение возможностей для выбора и «проб» «пробы» в индивидуальных и групповых проектах «пробы» в исполнении различных ролей в групповой работе «пробы» различных социальных ролей (например, в «личностно» окрашенных проектах) «пробы» различных сфер человеческой деятельности (человек-человек, человек-знак, человек-природа, человек-техника, человек-образ) «пробы» в различных областях знаний, в т.ч. выполнение межпредметных проектов обязательность самооценки и рефлексии Важно помнить: презентации, выставки достижений, праздники и т.п. не должны подменять собой самооценку и рефлексию

Слайд 16

Проектная деятельность школьников, слайд 16

Развивающий п п отенциал проектной деятельности: Потенциально ьно ответств ств енная ситуация уация 4. Проект изначально потенциально ответственная ситуация. «ПОДПИСЬ»: признание авторства и принятие ответственности Точка развития способность к принятию ответственных решений и осуществлению ответственных действий Важно, в частности, помнить: подпись и ссылки на использованные источники (литературу, сайты, прецеденты и т.п.) обязательны. 16 Работы, содержащие плагиат, не рассматриваются и не оцениваются!

Слайд 17

Проектная деятельность школьников, слайд 17

Разв зв ивающий потен тен циал проектной ой дея ея тел тел ьности: Средства реализации изации : от т зада зада чи и к спо спо собу 5. Проект и средства его реализации. Ситуация проектирования вынуждает школьников идти не от способа к задаче, а ОТ ЗАДАЧИ К СПОСОБУ, т.е. выводит за рамки чисто учебных тренировочных ситуаций. Это необходимое условие субъективации (присвоения) собственных знаний. Точка развития поиск средств - основа способности становиться субъектами собственных знаний Важно помнить: проектное задание должно предполагать применение освоенных знаний и способов деятельности в новых, «непохожих» на обучающие, ситуациях (лучше максимально приближенных к реальным)

Слайд 18

Проектная деятельность школьников, слайд 18

Развивающий п п отенциал проек роек тн тн ой ой деятельности сти : Сотр тр уднич уднич еств ств о и ком ком мун у и ни кация ация 6. Проект и коммуникация: взаимодействие при общении коммуникация в ходе презентация 7. Проект и сотрудничество (групповые, парные проекты): принятие согласованных решений работа над общим продуктом разделение ответственности

Слайд 19

Проектная деятельность школьников, слайд 19

Анализ з з з аданий проектн тн ог ог о типа. Струк ук тура м ра м атериалов МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 1. Задание: контекст: мотивация, проектная идея, требование самостоятельное уточнить проектную идеи требования к содержанию и оформлению работы, советы по организации работы, примеры оформления 2. Лист планирования и продвижения 3. Лист самооценки 4. Ресурсы для выполнения проекта

Слайд 20

Проектная деятельность школьников, слайд 20

Анализ з з з аданий проектн тн ог ог о типа. Струк ук тура м ра м атериалов МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Инструменты для оценки результатов: карта наблюдений карта эксперта 2. Рекомендации для учителя 20

Слайд 21

Проектная деятельность школьников, слайд 21

Советы по ра ра зработке задан ан ий проектног ог о т о т ипа ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ 1. Возрастосообразность Содержание проектной деятельности должно поддерживать и инициировать формирование основных психологических новообразований данного периода возрастного развития 2. Целесообразность оценки Содержание проектной деятельности должно позволять использовать такую систему инструментов и критериев, которая отвечает задачами особенностям проектной формы работы

Слайд 22

Проектная деятельность школьников, слайд 22

Возр зр астосообразност ст ь со со держания: На На чальная шк я шк ола Сохранение, поддержка и развитие новообразований дошкольного периода: инициативность воображение свобода Овладение способами деятельности, развитие новых навыков: навыков постановки вопросов навыков чтения, письма, счета навыков работы с информацией ИКТ-навыков работы

Слайд 23

Проектная деятельность школьников, слайд 23

Возр зр астосообразност ст ь со со держания: На На чальная шк я шк ола Произвольность поведения, формирование способности к самоорганизации с целью решения учебных задач: как основа для отработки универсальных метапредметных и в первую очередь, регулятивных действий, в т.ч.: выстраивать последовательность собственных действий анализ задачи (условия, истории ) выявление ее предметной модели составление плана действий выявление аналогов примеров исполнительских действий контроль проверка адекватности совершенных действий требованиям задачи планировать время

Слайд 24

Проектная деятельность школьников, слайд 24

Возрас ас тосообразность ть содержан а ия ния : Основн овн ая ая школа личностное ое самоопределение Экспериментирование на любом материале, возможность осуществления свободных, нерегламетированных действий с учебным материалом, в т.ч. : анализ ситуации, задачи обнаружение новых проявлений (что будет, если ?) свободное высказывание собственной позиции организация результатов собственного эксперимента, анализа, обдумывания Свободное осмысление ситуаций (прежде всего общественного характера), возможность предложить: собственный способ понимания ситуации собственный выход из ситуации проблемного характера Применение имеющихся знаний и способов действий в ситуации эксперимента, анализа, поиска собственной точки зрения

Слайд 25

Проектная деятельность школьников, слайд 25

Целесообразн зн о и и спользовать разн зн ообразные проекты и зад ад ания проектного типа различные по сложности обязательные или альтернативные различные по полноте используемых средств (прежде всего, использование ИКТ) разные по продолжительности: на уроке (от 5 до 20 мин), на нескольких уроках, самостоятельное задание к следующему уроку, но не более недели

Слайд 26

Проектная деятельность школьников, слайд 26

Возр зр астосообразност ст ь со со держания: Ст Ст арша ша я школа ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ Самоопределение и самоорганизация с целью решения самостоятельно поставленной задачи (в рамках собственной желательно, самостоятельно выстроенной образовательной траектории), в т.ч. : анализ задачи (условия) и самостоятельная конкретизация цели поиск адекватных средств ее решения создание плана и программы реализация предзащита презентация, защита Опыт целесообразной и результативной деятельности Необходимость делать осознанный выбор

Слайд 27

Проектная деятельность школьников, слайд 27

Типология проектов: Множест ст венность осн сн ований Направленность содержания: для младших школьников, подростков или выпускников Сложность Обязательность или альтернативность Полнота используемых средств (прежде всего, использование ИКТ)

Слайд 28

Проектная деятельность школьников, слайд 28

Типология проектов: Множест ст венность осн сн ований Продолжительность краткосрочные: на уроке, к следующему уроку среднесрочные: от нескольких дней до месяца долгосрочные: от месяца до полугодия года пролонгированные (лонгитьюдные) НШ: ОШ: СШ: до месяца до недели четверти до года Фазы и промежуточные финиши разработка и защита проектной идеи период реализации с рабочими консультациями подготовка итогового продукта с рабочими консульта 28 циями предзащита презентация

Слайд 29

Проектная деятельность школьников, слайд 29

Типология проектов: Множест ст венность осн сн ований Иерархичность и масштабность свой собственный, в т.ч. итоговый самостоятельная часть общего проекта часть масштабного проекта (типа Праздник цивилизаций ) Руководство проектом 1 учитель педагог руководитель монопредметный (лингвистический, экономический ) внепредметный несколько педагогов межпредметный полипредметный комплексный (например, ЕГЭ) школьная команда

Слайд 30

Проектная деятельность школьников, слайд 30

Типология проектов: Множест ст венность осн сн ований Состав участников: численность индивидуальный групповой парный в малой группе (до 4-6 человек) в большой группе (до 10-12 человек) общеклассный (несколько малых групп или подгрупп не более 12 человек) общешкольный, разновозрастный открытый состав участников (типа WIKI) Состав участников: постоянство состава неизменяемый состав изменяемый состав ротируемый планируемый (на разные этапы) вынужденный

Слайд 31

Проектная деятельность школьников, слайд 31

Типология проектов: Множест ст венность осн сн ований Тип деятельности Информационно-познавательные Исследовательские (по ведущему методу познания): социальные (опрос) экспериментально-поисковые теоретические Прикладные (по типу производимого продукта): конструкторско-технологические (изделия, приборы, макеты, сайты, ) литературно-художественные (литературные произведения, инсценировки, мультфильмы, альбомы ) социальные (выставки, ярмарки, общественные обсуждения, благотворительные акции )