Презентация - Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

1,789
просмотров
Презентации / Педагогика / Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

Текст этой презентации

Слайд 1

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 1

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
МАОУ «Гимназия №1» Кутепова О.А
«Книга — это открытие мира». К.Д .Ушинский

Слайд 2

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 2

Объект исследования: процесс развития эмпатии младших школьников на уроках литературного чтения. Предмет исследования: методические условия, способствующие развитию эмпатии младших школьников на уроках литературного чтения. Цель исследования — проанализировав научную и методическую литературу, выявить методические условия, способствующие развитию эмпатии младших школьников на уроках литературного чтения Гипотеза: мы предполагаем, что эмпатия младших школьников зависит от индивидуальных особенностей, окружающей среды, эмоционального состояния ребёнка и может формироваться на уроках литературного чтения.

Слайд 3

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 3

К.Роджерс
Эмпатия- способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание.

Слайд 4

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 4

К.Д. Ушинский
«…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении» .

Слайд 5

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 5

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» ставится задача развивать фантазию и воображение; давать нравственную оценку поступкам и речам героев; учиться чувствовать настроение, выраженное в стихотворении. Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя, позволяет целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. www.prosv.ru/umk/perspektiva

Слайд 6

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 6

Формирование личностных УУД в курсе «Литературное чтение» УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Ведущей идеей курса литературного чтения с 1 по 4 классы является воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родной природе, стремления осознавать и признавать этические и моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян.

Слайд 7

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 7

Основной этап
Важно создать условия, при которых эмпатийные переживания могут быть перенесены ребёнком из связи «Я – персонаж» в сферу «Я – другой человек».

Слайд 8

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 8

Приоритетные направления
1.Нравственный 2.Эстетический
Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы на уроке дети:
- думали над прочитанным; - сопереживали героям; - оценивали их поступки; - осмысливали их проблемы; - соотносили их жизнь со своей жизнью; - старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Слайд 9

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 9

Экспериментальная работа   Констатирующий этап Полученные результаты по тесту «Яблоко» таблица 1
Признаки низкий уровень эмпатии нормальный уровень эмпатии Высокий уровень эмпатии
низкий уровень эмпатии нормальный уровень эмпатии Высокий уровень эмпатии
Количество 6 15 3
Всего % 23% 65% 12%

Слайд 10

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 10

Развитие различных сфер читательского восприятия рассказ Н. Дубиной «Последнее яблоко». диаграмма 1

Слайд 11

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 11

Соотношение результатов диаграмма 2

Слайд 12

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 12

Виды работ по развитию эмпатии
1.научить детей видеть эмоциональное состояние другого, применяя: творческие сюжетные игры; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» эмоциональных ситуаций; 2. создавать определенные условия для развития у ребёнка способности обнаруживать в жизни ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям.

Слайд 13

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 13

Контрольный этап
Признаки низкий уровень эмпатии нормальный уровень эмпатии высокий уровень эмпатии
Количество 2 5 17
Всего % 8% 22% 70%
Результаты теста И.М. Юсупова таблица 2

Слайд 14

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 14

Результаты диагностики художественного восприятия рассказ Н.М Артюховой «Трусиха» диаграмма 3

Слайд 15

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 15

Соотношение результатов эмпатийной диагностики и диагностики художественного восприятия. Диаграмма 4

Слайд 16

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 16

Динамика эмпатийного потенциала и художественного восприятия учащихся экспериментального класса диаграммы 5,6

Слайд 17

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 17

Вывод
Основная цель всех уроков заключалась в том, чтобы через развитие эмпатийного потенциала младших школьников способствовать полноценному восприятию изучаемого произведения. Методические условия, способствующие развитию эмпатии младших школьников на уроках литературного чтения: -метод «развития художественного восприятия» -метод « эмоционального диалога» -метод «поэтапных открытий» -метод «побуждения к творчеству» Данные условия способствуют гармоничному вживанию души ребёнка в эмоционально-ценностный опыт искусства.

Слайд 18

Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО, слайд 18

Л.С. Выготский
Литературное искусство учит «...ставить себя на место другого человека, учит переживать, сочувствовать, жалеть, прощать — оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания»