Презентация - Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Развитие эмпатии на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
МАОУ «Гимназия №1» Кутепова О.А
«Книга — это открытие мира». К.Д .Ушинский
Слайд 2
Объект исследования: процесс развития эмпатии младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методические условия, способствующие развитию эмпатии младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования — проанализировав научную и методическую литературу, выявить методические условия, способствующие развитию эмпатии младших школьников на уроках литературного чтения
Гипотеза: мы предполагаем, что эмпатия младших школьников зависит от индивидуальных особенностей, окружающей среды, эмоционального состояния ребёнка и может формироваться на уроках литературного чтения.
Слайд 3
К.Роджерс
Эмпатия- способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание.
Слайд 4
К.Д. Ушинский
«…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении» .
Слайд 5
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» ставится задача развивать фантазию и воображение; давать нравственную оценку поступкам и речам героев; учиться чувствовать настроение, выраженное в стихотворении. Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя, позволяет целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. www.prosv.ru/umk/perspektiva
Слайд 6
Формирование личностных УУД в курсе «Литературное чтение» УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Ведущей идеей курса литературного чтения
с 1 по 4 классы является воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родной природе, стремления осознавать и признавать этические и моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян.
Слайд 7
Основной этап
Важно создать условия, при которых эмпатийные переживания могут быть перенесены ребёнком из связи «Я – персонаж» в сферу «Я – другой человек».
Слайд 8
Приоритетные направления
1.Нравственный
2.Эстетический
Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы на уроке дети:
- думали над прочитанным;
- сопереживали героям;
- оценивали их поступки;
- осмысливали их проблемы;
- соотносили их жизнь со своей жизнью;
- старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Слайд 9
Экспериментальная работа Констатирующий этап Полученные результаты по тесту «Яблоко» таблица 1
Признаки низкий уровень
эмпатии нормальный уровень
эмпатии Высокий уровень эмпатии
низкий уровень
эмпатии нормальный уровень
эмпатии Высокий уровень эмпатии
Количество 6 15 3
Всего % 23% 65% 12%
Слайд 10
Развитие различных сфер читательского восприятия рассказ Н. Дубиной «Последнее яблоко». диаграмма 1
Слайд 11
Соотношение результатов диаграмма 2
Слайд 12
Виды работ по развитию эмпатии
1.научить детей видеть эмоциональное состояние другого, применяя: творческие сюжетные игры; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» эмоциональных ситуаций; 2. создавать определенные условия для развития у ребёнка способности обнаруживать в жизни ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям.
Слайд 13
Контрольный этап
Признаки низкий уровень
эмпатии нормальный уровень эмпатии высокий
уровень эмпатии
Количество 2 5 17
Всего % 8% 22% 70%
Результаты теста И.М. Юсупова таблица 2
Слайд 14
Результаты диагностики художественного восприятиярассказ Н.М Артюховой «Трусиха» диаграмма 3
Слайд 15
Соотношение результатов эмпатийной диагностики и диагностики художественного восприятия. Диаграмма 4
Слайд 16
Динамика эмпатийного потенциала и художественного восприятия учащихся экспериментального класса диаграммы 5,6
Слайд 17
Вывод
Основная цель всех уроков заключалась в том, чтобы через развитие эмпатийного потенциала младших школьников способствовать полноценному восприятию изучаемого произведения. Методические условия, способствующие развитию эмпатии младших школьников на уроках литературного чтения:
-метод «развития художественного восприятия»
-метод « эмоционального диалога»
-метод «поэтапных открытий»
-метод «побуждения к творчеству»
Данные условия способствуют гармоничному вживанию души ребёнка в эмоционально-ценностный опыт искусства.
Слайд 18
Л.С. Выготский
Литературное искусство учит «...ставить себя на место другого человека, учит переживать, сочувствовать, жалеть, прощать — оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания»
Похожие презентации
Поделиться ссылкой на презентацию через:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: